Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры

В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рек­реации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ве­дущих мест, поскольку он тесно связан с оптимизацией педагогического процесса при занятиях физическими упражнениями. Под "принципами" (от лат. principium -основа) в теории физической культуры понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерно­сти обучения, воспитания и всестороннего развития личности. Их реализация в орга­низации учебно-воспитательного процесса значительно повышает эффективность всех структурных компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта и физической рекреации (.Содержание принципов определяет основные тре­бования к построению, содержанию, методам и организации процесса формиро­вания физической культуры личности, регламентируя меру совместной деятельно­сти педагога (субъекта педагогического воздействия) и занимающегося (объекта воздействия). Исторически они определились в сложноорганизованную систему принципов путем накопления научных знаний о взаимодействии социального и при­родного в развитии ценностей физической культуры, научно-педагогических и ме­дико-биологических основ формирования физической культуры общества и лично­сти. Эмпирически в теории физической культуры сложились три концептуальных подхода в определении этой системы принципов.

Общепедагогический подход предполагает в качестве методологической осно­вы использовать классические закономерности обучения, сформулированные Я. А. Коменским в XVII веке. Поскольку их реализация нацелена, главным образом, на воспитание и обучение личности, в педагогике эти принципы обозначают как ди­дактические. Это принципы сознательности, активности, наглядности, доступнос­ти, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной пе­дагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом про­цессе.

Второй подход, получивший название "редукционный" предусматривает обоб­щение фактов, получаемых в смежных областях научного знания при формирова­нии системы унифицированных принципов в сфере физической культуры. Изуче­ние закономерностей психофизической адаптации к физическим нагрузкам позво­ляет существенно расширить компоненты этой системы, которые бы отвечали спе­цифике деятельности индивида, особенностям его биологического развития при выполнении физических нагрузок. Активные процессы трансформации содержа­ния принципов через парадигму современных естественнонаучных знаний осуще­ствляется путем анализа предикативных (от лат. praedicatum - предмет суждения о субъекте) признаков. Однако, проблемность использования редукционного подхо­да обусловлена тем, что ограничение данного анализа рамками медико-биологи­ческих и биохимических областей научного знания не позволяют в полной мере учитывать личностные детерминанты объекта в процессе формирования его личной физической культуры. Поэтому наиболее продуктивным в процессе определения унифицированной системы принципов является интегративный подход, предусмат­ривающий реализацию взаимосвязанных и оказывающих существенное влияние на эффективность управления в сфере физической культуры оптимального числа прин­ципов. Он позволяет структурировать этот комплекс принципов, выделенных из ряда смежных педагогических дисциплин и определить совокупность доминирующих при­знаков, указывающих на связь каждого принципа с основным предикатом педаго­гического воздействия. Как правило, с учетом наиболее характерных предикатов педагогического воздействия в систему интегрируется ряд принципов как из об­щих, так и частных педагогических дисциплин.

В соответствии с отмеченными методологическими подходами в процессе фор­мирования унифицированной системы педагогических принципов Л. П. Матвеев (1991) выделяет её трехмодульную структуру.

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генераль­ное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков ин­тегрирует в систему принципы оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравствен­ным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к высо­копроизводительному труду и оборонной деятельности.

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспита­ния, отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельно­сти в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принци­пов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к спе­цифике педагогического процесса в сфере физической культуры. Они детермини­руют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процес­сов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой груп­пы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов созна­тельности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, система­тичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусмат­ривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу вхо­дят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цик­личности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологичес­кого развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития фи­зических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморегуляции и самоуправлению. Таким образом, унифицированная система принципов физической культуры интегрирует все три отмеченные группы принци­пов в целостном процессе формирования физической культуры общества и личности.

Наши рекомендации