В сфере физической культуры и спорта

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

«КОННЫЙ СПОРТ»

(015 000 1611Я)

Срок реализации программы: 10 лет

Составитель: Зам.директора по УСР МБУ ДО ДЮСШ № 9 по конному спорту» Кузнецова Е.Г.
Программа рекомендована: ВООО «Федерация конного спорта» Президент _________ Пушкина Н.В.

Череповец 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная предпрофессиональная программа по конному спорту составлена в соответствии с:

1. Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, утверждёнными Приказом Минспорта № 730 от 12.09.2013 г.;

2. Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта конный спорт, утверждённым Приказом Министерства спорта России № 402 от 18 июня 2013 года;

3. Федеральным законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04.12.2007 г.;

4. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.

Основными задачами реализации Программы являются:

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в конном спорте;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовка высококвалифицированных спортсменов и спортивных лошадей в сборные команды города, области;

- подготовка квалифицированных инструкторов и спортивных судей.

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Организация приема поступающих.

Организация приема и зачисления поступающих, а также их индивидуальный отбор, осуществляются приемной комиссией образовательной организации.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки приема документов в соответствующем году, но не позднее, чем за месяц до проведения индивидуального отбора поступающих.

Прием в образовательные организации на обучение по образовательным программам осуществляется по письменному заявлению поступающих, достигших 10-летнего возраста или законных представителей поступающих.

Заявления о приеме могут быть поданы одновременно в несколько образовательных организаций.

Подача и рассмотрение апелляции.

ЭТАП ТРЕНИРОВОЧНЫЙ

(ЭТАП СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

Цели и задачи

- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,

- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам конного спорта.

- изучение правил проведения соревнований по конному спорту в соответствии со специализацией (выездка, конкур, троеборье, вольтижировка).

- освоение техники выбранного вида конного спорта, развитие общей (базовой) выносливости спортивной пары,

- освоение начальной специализированной подготовки в выбранном виде конного спорта, участие в различных соревнованиях, воспитание волевых качеств, смелости и решительности.

На тренировочный этап подготовки зачисляются обучающиеся, прошедшие обучение на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке.

Перевод по годам обучения на этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и технической программы для данного года обучения.

Возрастной критерий: принимаются дети с 10 лет

Период подготовки: до 5 лет

- период базовой подготовки - до 2 лет

- период спортивной специализации – до 3 лет

Классификационные требования:

Для перехода с этапа начальной подготовки на базовый период подготовки тренировочного этапа - обучающиеся должны выполнить нормативы контрольно-переводных испытаний.

При переходе с базового периода подготовки тренировочного этапа на период спортивной специализации тренировочного этапа обучающиеся должны выполнить нормативы контрольно-переводных испытаний и выполнить норматив ЕВСК (спортивный разряд по конному спорту).

Обучающимся, не выполнившим данные классификационные требования, предоставляется возможность продолжить обучение на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном Уставом МБУ ДО «ДЮСШ № 9 по конному спорту».

Отдельные обучающиеся, проходящие подготовку и не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, в исключительных случаях могут быть переведены раньше срока на основании решения тренерского совета при персональном разрешении врача.

Результатом реализации Программы на тренировочном этапе является:

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта конный спорт;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья обучающихся.

Цели и задачи

- повышение уровня специальной подготовленности;

- освоение тренировочных нагрузок;

- дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства;

- расширение соревновательного опыта;

На этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются обучающиеся, прошедшие обучение на этапе тренировочном спортивной специализации не менее одного года и выполнившие контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке.

Возрастной критерий: принимаются дети с 12 лет

Период подготовки: от 2 лет

Классификационные требования:

Для перехода с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства обучающиеся должны выполнить норматив не ниже звания «Кандидата в мастера спорта».

Учащимся, не выполнившим данные классификационные требования, предоставляется возможность продолжить обучение на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном Уставом МБУ ДО «ДЮСШ № 9 по конному спорту».Такие обучающиеся, по решению тренерского совета, могут продолжать подготовку повторно, но не более одного раза на данном тренировочном годе этапа подготовки;

Результатом реализации Программы на этапе совершенствования спортивного мастерства является:

- повышение уровня специальной подготовленности;

- стабильность и результативность выступлений на соревнованиях регионального и всероссийского уровня;

- выполнение норматива Мастера спорта.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта конный спорт.
Таблица 1.
Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 1-3 6-20
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 3-5 4-15
Этап совершенствования спортивного мастерства Без ограничений 1-12

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта конный спорт.

для спортивных дисциплин «конкур», «троеборье», «выездка», «вольтижировка»

Таблица 2

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства
1 год Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 27-33% 83ч 17-23% 95ч 17-33% 141ч 15-29% 182ч 7-22% 166ч
Специальная физическая подготовка (%) 27-33% 69ч 27-33% 124ч 22-33% 182ч 22-33% 248ч 16-33% 331ч
Техническая подготовка (%) 17-23% 60ч 27-33% 112ч 27-43% 140ч 27-43% 224ч 32-53% 353ч
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 17-23% 61ч 17-23% 79ч 7-13% 68ч 7-13% 108ч 7-13% 144ч
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5-1% 3ч 0,5-1% 4ч 4-6% 21ч 8-12% 66ч 10-15% 110ч
Общее количество часов Недельная нагрузка 276ч 6ч 414ч 9ч 552ч 12ч 828ч 18ч 1104ч 24ч

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду конный спорт

Таблица 3

Виды соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Контрольные 1-3 2 - 6 3 - 8 3 - 10 4 - 10
Отборочные - - 1 - 5 2 - 6 2 - 8
Основные - - - 1 - 3 1 - 5

Режимы тренировочной работы

Учебный год в условиях МБУ ДО ДЮСШ № 9 по конному спорту» начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочный процесс проводится в соответствии с установленными режимами, годовым учебным планом и настоящей Программой.

Тренировочный процесс в организации ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий. Для обеспечения подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления), организуются тренировочные сборы. Программа тренировочных сборов может разрабатывается для всех групп этапа подготовки ежегодно на 14 (21) дней.

Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировоч­ного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам – основным структурным блокам планирования.

Данная программа рекомендует поэтапное построение подготов­ки. В программе даны примерные планы-графики подготовки на каждый учебный год (таблицы 4-8).


Примерный план-график подготовки спортсменов в группах начальной подготовки 1-го года обучения (46 недель).
    Таблица 4
Виды подготовки Кол-во часов в год недели
Общая физическая подготовка -
Специальная физическая подготовка  
Техническая подготовка   -
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика                                                                                        
Всего часов:
Примерный план-график подготовки спортсменов в группах начальной подготовки 2 и 3-го года обучения (46 недель).
    Таблица 5
Виды подготовки Кол-во часов в год недели
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка  
Техническая подготовка  
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка -
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика                                                                                      
Всего часов:
Примерный план-график подготовки спортсменов 1 и 2 -го года обучения в учебно-тренировочных группах (46 недель).
    Таблица 6
Виды подготовки Кол-во часов в год недели
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка  
Техническая подготовка  
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка - - - - - - - -
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Всего часов:
Примерный план-график подготовки спортсменов 3,4 и 5 -го года обучения в учебно-тренировочных группах (46 недель).
    Таблица 7
Виды подготовки Кол-во часов в год недели
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка  
Техническая подготовка  
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика                                                                      
Всего часов:
Примерный план-график подготовки спортсменов в группах спортивного совершенствования (46 недель).
    Таблица 8
Виды подготовки Кол-во часов в год недели
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка  
Техническая подготовка  
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика
Всего часов:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства.

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки - 2-3 академических часов, в учебно-тренировочных группах — 3-4 часов и спортивного совершенствования — 4 часов.

Учебно-тренировочной процесс в конном спорте проводится в соответствии с основными принципами педагогики физического воспитания: воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности и прикладной, научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, наглядности.

К важнейшим принципам спортивной подготовки следует отнести: направленность к высшим достижениям, углубленную специализацию, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность и вариативность нагрузок, цикличность процесса подготовки, единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Программный материал

3.6.1. Техническая подготовка

Группы начальной подготовки 1-3 года обучения.

1. Приобретение первоначальных сведений о правилах ухода и содержания лошади, основах техники конного спорта.

2. Правила подхода к лошади, седловка и расседлывание, взнуздывание.

3. Посадка на лошадь и спешивание.

4. Обучение разбору повода и средствам воздействия для посыла лошади и ее остановки.

5. Отработка посадки на шагу. Рыси, облегчаясь и не облегчаясь, со стременами и без стремян.

6. Практика управления лошадью путем воздействия шенкеля, повода, туловища при изменении направления.

7. Остановки, переходы из одного аллюра в другой.

8. Езда на шагу, рыси, с переменой направления и т.п.

9. Езда в смене, выполнение заездов, вольтов, соблюдая равнение, дистанцию, интервалы.

10. Езда врозь с самостоятельной отработкой элементов (остановка, заезд, вольт и т.п.).

11. Конноспортивные игры («Стойло», «Лисичка», «Джим-хана», «Бой султанчиков»).

12. Подъем лошади в галоп. Езда галопом со стременами и без. Укрепление посадки на галопе.

13. Преодоление одиночных препятствий на шагу, рыси, галопе. Преодоление клавиш (2-3 препятствия высотой 50 см).

14. Прыжки через препятствия без повода, стремени. Преодоление препятствий по нормативам легкого класса.

15. Полевая езда по пересеченной местности. Отработка посадки при езде в поле. Преодоление простейших естественных препятствий.

16. Понятие о равновесии лошади и всадника в седле. Значение правильного положения всадника в седле при различных видах конного спорта. Приемы выработки равновесия у всадника.

Учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения:

1. Повторение и закрепление программы начальной подготовки.

2. Дальнейшее совершенствование посадки и управления лошадью, приобретение навыков и умений выездки спортивной лошади, совершенствование техники преодоления препятствий, практика полевой езды по дорогам и пересеченной местности, преодоление несложных полевых препятствий.

3. Совершенствование моральных и волевых качеств.

4. Приобретение практических соревновательных навыков – приобретение опыта участия в соревнованиях и простейших судейских навыков.

5. Совершенствование посадки и техники езды на всех аллюрах.

6. Практика езды на обычных и прибавленных аллюрах.

7. Совершенствование управления лошадью при выполнении различных элементов (вольты и т.п.)

8. Техника езды на мундштучном оголовье. Правильная подгонка мундштука и трензеля, умение правильно использовать их в управлении лошадью.

9. Прямые и боковые сгибания на шагу, рыси, галопе, повороты на задних и передних ногах.

10. Преодоление одиночных препятствий, клавишей, систем высотой до 110 см по нормативам легкого и среднего класса.

11. Практика преодоления маршрутов среднего класса.

12. Совершенствование техники преодоления отвесных, широтных препятствий, канав, двойных систем по нормативам среднего класса. Преодоление паркуров по нормативам среднего класса – «до первой ошибки», «эстафеты», «по выбору».

13. Практика полевой езды по дорогам и пересеченной местности. Преодоление несложных полевых препятствий (забор, засека, канава) высотой (70-90 см), преодоление крутых подъемов и спусков без препятствий.

14. Выработка чувства скорости на различных аллюрах.

15. Завершение работы по специализации:

Выездка- предпочтение стройным всадникам, рост средний или выше среднего, с красивой глубокой посадкой.

Конкур - хорошо координированным, ловким, смелым, среднего и ниже среднего роста и небольшого веса.

Троеборье - хорошо координированным, ловким, смелым, выносливым, трудолюбивым, среднего и ниже среднего роста и малого веса.

Учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения:

1. Дальнейшее совершенствование физической, технической, тактической, морально-волевой подготовки.

2. Овладение основами техники классических видов конного спорта.

3. Приобретение соревновательного опыта, инструкторских и судейских навыков, регулярно участвуя в соревнованиях по учебным ездам, юношеским ездам и в календарных соревнованиях.

4. Совершенствование посадки.

5. Совершенствование техники езд на мундштучном оголовье.

6. Отработка приемов на прямые и боковые сгибания, на сокращенных, обыкновенных и прибавленных аллюрах.

7. Обучение приемам работы лошади в руках и под всадником, отработка переходов их сокращенного шага (рыси) в средний, прибавленный и обратно.

8. Обучение приемам «принимания» на шагу и рыси, совершенствование переходов и различных элементов езды, входящих в программу начальных езд, манежной езды троеборья.

9. Совершенствование техники прыжка при преодолении препятствий из сложных положений. Преодоление двойных. Тройных систем высотой до 130 см. Преодоление препятствий в пределах нормативов трудного класса «Б» и «В» по паркурам: «обычный», «по выбору», «скоростной», «охотничий».

10. Практика полевой езды по условиям для молодой лошади. Преодоление полевых препятствий высотой до 100-110 см.

3.6.2. Физическая подготовка (для всех групп)

Темы

Инструкторская практика.

Одной из задач Школы является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве волонтеров, помощников судей (читчик), секретарей, судей.

Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся должны овладеть принятой в конном спорте терминологией и командным языком; овладеть основными методами тренировочного занятия. Овладение обязанностями дежурного по группе. Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением элементов верховой езды другими учащимися, находить ошибки и умение исправлять их. Занимающиеся должны научится проводить разминку с тренером, участвовать в судействе.

Во время обучения на УТ этапе необходимо научить занимающихся вести учет тренировок и соревновательных нагрузок, регистрировать спортивные результаты, анализировать выступления в соревнованиях.

Принимать участие в судействе в Школе в роли судьи.

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

3.10. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношен

Наши рекомендации