Глава 1 классный руководитель: кто он?
СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
ЧепурныхЕ. Е. - | заместитель министра образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук; |
Бруднов А. К. - | начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России; |
Вульфов Б. 3. - | зав. кафедрой педагогики Университета РАО, доктор педагогических наук; |
Волохов А. В. - \ | заместитель председателя Союза пионерских организаций - федерации детских организаций, кандидат педагогических наук; |
Евладова Е. Б. - | зав. лабораторией дополнительного образования Института общего образования Минобразования России, кандидат педагогических наук; |
Караковский В. А. - | - директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педагогических наук; |
Киселев В. Н. - | директор Санкт-Петербургского городского Дворца детского творчества; |
Клятова Н. И. - | директор Московского городского Дворца детско-юношеского творчества; |
Кучер Н. И. - | начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России; |
Лебедев О. Е. - | член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Университета педагогического мастерства; |
Остапец-Свешников А. А. - | академик Академии детско-юношеского туризма, руководитель клуба «Родина», доктор педагогических наук. |
ВВЕДЕНИЕ
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
В последние годы в ряде школ появилась новая должность — «классный воспитатель», которая позволяет педагогам, работающим с классом, полностью сосредоточиться на воспитательной работе.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах
социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой — дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.
Авторы данной книги, адресованной классным руководителям общеобразовательных и профессиональных школ, исходят из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярославля, Костромы: М. И. Рожков (Введение, гл. 1, § 3-10; гл. 2, § 6-10), Л-В. Байбородова (гл. 1, § 16-19; гл. 2, § 1-5; гл. З, § 3-5 и 8-10;
гл. 4, § 1-16), Б. З. Вульфов (гл. 2, § 11-13; гл. 3, § 1-2), МА. Ко-валъчук (гл. 1, § 11-13; гл. З, § 11-13; Дневник классного руководителя), А. Э. Мельников (гл. 1, § 1-2), СЛ. Паладьев(гл. З, § 6-7), Н. Л. Селиванова (гл. 2, § 1-5), В. В. Успенский (гл. 1, § 14-15), АЛ. Чернявская (гл. 4, § 17-20), АЛ. У минский (Дневник классного руководителя), Н. Г. Рукавишникова (Дневник классного руководителя).
В книге частично использованы материалы исследований лаборатории региональных проблем воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а также приводятся примеры из практики работы классных руководителей школ Ярославской, Костромской и других областей России: Н. В. Клементьевой, А. П. Логиновой, А. А. Меркуловой, Н. К. Минаевой, Е. Пулиной, И. Барановой, Л. Бурченковой, О. Евдокимовой, Н. Кононовой, Е. В. Титовой, Е. Н. Кривенко, Н. И. Масловской, Н. К. Строгалевой, С. Шереметьевой.
В работе использованы материалы Ю. С. Тюнникова, Т. М. Трегубовой, О. С. Гребенюка.
Глава 1 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КТО ОН?
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ