Как организовать работу с родителями детей?
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Так же как и педагоги, каждые отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов педагог может получить от них нужный совет. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценностных жизненных ориентации.
В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях;
тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. При общении с родителями должны чаще зву-
чать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Одно из родительских собраний целесообразно посвятить
проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.
Можно обсудить с родителями следующие вопросы.
1. Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.
2. Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
3. В чем школа может помочь родителям, а родители —
школе?
4. Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать?
5; Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?
6. Назовите возможные формы сотрудничества, совместной
работы педагогов и родителей.
7. Какие формы совместной деятельности могут сблизить,
сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения выносимых вопросов.
Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания — включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем поделиться полученными результатами. На основе этого педагоги и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.
В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
Целесообразно осуществлять подготовку занятий поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, организаторы предварительно обговаривают с ним круг проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.
Конференция по обмену опытом воспитания детей может
быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих наибольший практический интерес. Выступающими в этом случае могут стать родители, достигшие в решении тех или иных проблем положительных результатов.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд проблем может стать основой для специально подготовленного диспута.
Диспут — размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута, разбившись по группам, сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них самые важные, с которых можно начать обсуждение. Отобранные вопросы также целесообразно сначала обсудить в группах, а затем вынести на коллективное размышление. Для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей можно подготовить обобщающее сообщение, используя специальную литературу.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом воз-
никших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованны, функцию родительского комитета поочередно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции по организации работы как с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными семьями.
Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформироватьсоветы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. Классный руководитель проводитгрупповые консультации, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям
в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебе. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий может быть связан с обучением родителей знаниям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Особую заботу классного руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи, проводят конференции, размышления-консультации.
Покажем это на примере собрания «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ».
Подготовка
1. Анализ сочинений учащихся«Как я провел(а) выходной день».
2. Подготовка выступленийотцов о своей роли в воспитании детей.
3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
В свободное время я люблю. . . . . . . . . .
Человек, с которым я хотелбы быть в трудную минуту,— это. . . . . . .
Мне интересно общаться с. . . . . . . . .
Если б я был папой, то. . . . .
4. Оформление результатов различных видов деятельности учащихся.
5. Выпуск газет «Наши папы» в которых рассказано о профессии отцов,их увлечениях.
6. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, роли отца в этом процессе.
План проведения
1. Вступительное слово о цели собрания, о причинахегопроведения.
2. Выступления двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.
3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся:
а) сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
б) о чем мечтают дети, чего они ждут от своих отцов (зачитываются некоторые анкеты).
4. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) свой выходной день»:
а) сколько отцов приняли участие в организации выходного дня, провели его вместе с детьми;
б) воспитательная эффективность, полезность общения отцов и детей в выходной день.
5. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.
6. Распределение отцов в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми желающими.
Вопросы
Какие выводы вы сделали для себя после сообщения результатов анкетирования и сочинений учащихся?
Какова роль отца в воспитании ребенка?
Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?
Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?
Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы?
7. На основе предложений, составленных классным руководителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму своего участия в жизни класса, в воспитательной работе с детьми.
8. Знакомство с творческими работами учащихся, достижениями детей в различных видах деятельности.
9. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного обсуждения, включаются в решение собрания.
10. Подведение итогов собрания.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если с каждым родителем удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность ее значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками*классного руководите-
ля. Достигнутая в результате высокая их включенность в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться, к улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.
Интерес для отечественной школы представляет опыт взаимодействия педагогов и родителей в американских учреждениях.
Особое внимание американские педагоги обращают на индивидуальную работу, проводимую в форменепосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия школой разрабатываютсяпамятки для родителей, в которых содержится основная необходимая им информация: о правах и обязанностях школы, родителей и детей; необходимых формальностях, часах и днях консультаций для родителей со стороны учителей и администрации; основных мероприятиях за год и др. Памятки, помимо информирования родителей, выполняют еще одну важную функцию — поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью школьного коллектива, равноправными участниками процесса обучения и воспитания детей. Иногда в памятки включается и описание навыков, которые необходимо развивать у детей того или иного возраста, даются примеры выполнения домашних заданий, указывается рекомендуемая литература и материалы для дополнительных занятий.
Другой формой опосредованного общения классного руководителя и семьи являютсякалендари, которые составляются на неделю в младших классах, на месяц или четверть — в старших. В календарях отмечаются мероприятия, в которых могут или должны участвовать родители (классные собрания, конференции, праздники), предложения о том, чем могут заняться родители и дети дома, чтобы лучше знать изучаемые темы, о том, какие рефераты и сочинения предстоит писать детям, сроках и темах контрольных и тестовых работ. В младших классах в календари заносятся домашние задания, которые получат
дети в течение недели.
Третьей формой опосредованного взаимодействия являютсягазеты для родителей, издаваемые школой или департаментом образования. Они выходят один раз в месяц или в квартал. В них публикуются новости из школы об учебе детей, развитии материальной базы, контактов с другими школами, организациями, новых программах и др. Обязательно есть раз-
дел и для родителей с информацией о новых изданиях, о том, как развивать у детей необходимые навыки, о том, чем интересуются дети.
К формамнепосредственного взаимодействия относятся встречи и беседы, выполняющие в первую очередь развивающую и поддерживающую функции. Родители, в большинстве своем не имеющие профессиональных навыков обучения и воспитания, выполняющие в своей жизни множество функций — рабочих, семейных, личностных и др. — и подчас несущие на своих плечах груз множества проблем, нуждаются в поддержке со стороны педагогов и психологов.
В брошюре «Айуапсез ш Гапи1у-Сеп1теа Саге» (1994) предлагаются шаги по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих функций (8 шагов к успеху).
1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (лекции, собрания, беседы и др. ), классному руководителю следует развивать неформальные способы взаимодействия с семьей и семей между собой (чаепития, встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию и др. ). Для большей эффективности лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.
2. Развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.
3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иногда родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять Друг друга и долговременно общаться:
— попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или родителей и др. );
— развивать контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт;
— использовать «союзников» — людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;
— использовать с этой целью радио, телевидение, газеты
и пр. ;
— распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной
доставкой;
— контактировать с организациями, обслуживающими соответствующие социальные группы.
4. Привлекать семьи дляучастия в организации и проведении любыхформ школьнойактивности (не только вечера и экскурсии,но и работа с другимисемьями, проверка работы классов, различного видаконкурсы и др. ).
5. Организовывать тренинги и оказывать поддержкукак педагогам, таки семьям. Совместная работа требуетновых навыков как от классного руководителя, так и отродителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполненииновых ролей —основной залог успеха в даннойработе. Перед тем как приступить к новойработе, семьи обязательно должныиметь достаточную информацию (нетолько непосредственно относящуюся кработе, но и о культуре, традициях иособенностях школы в целом)и знания. Новые участникиобязательно должны работать с болееопытными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обеспечить участиевсех в тренингах общения,решения конфликтов, развития навыков совместной работы.
6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью итворчески. Они могутбыть самого разногорода (наличие в семье маленьких детей, отсутствие транспорта, занятость в данноевремя другими делами, неумение общаться с людьми,особенно из других социальных групп, отсутствиеподдержки и заинтересованности и др. ). Классному руководителюнеобходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески.Добровольное участие должнокомпенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность,моральная поддержка,возможность общения, чаепитие, ответнаяпомощь в случае необходимости, подарки, заботао маленьких детях,пока родители занятышкольной деятельностью, и др. ).
7. Предупреждать эмоциональное «выгорание» родителей. «Выгорание» — эмоциональнаяусталость и стресс, возникающие приработе с другими людьми. Оно может быть не толькоу педагогов,но и у родителейпри воспитании детей. Чтобы предотвратить еговозникновение, можно:
— разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;
— убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;
— в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;
— обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помощи и поддержки.
8. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут способны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.
Обучающее общение классного руководителя и родителей может быть сконцентрировано вокруг следующих тем;
— учебные предметы, изучаемые детьми в школе;
— подготовка к урокам и выполнению домашних заданий;
— основные учебные умения (анализировать задания, планировать свое время, доводить начатое до конца и др. );
— модальности восприятия (слух, зрение и др. ) и их использование;
— как работать с детьми;
— система поощрения;
— система оценивания (для детей и родителей);
— как делать записи в записной книжке;
—как писать рефераты и сочинения;
— как писать контрольные работы и готовиться к ним;
— защита своих прав (для детей и родителей);
— самооценка;
— справочные и дополнительные материалы.
Еще одной формой работы классного руководителя с родителями являются группы по саморазвитию. Состоящие из родителей (иногда отдельно из матерей или отцов), они организуются при школах или иных учебных центрах. Руководит такой группой обычно психолог или социальный педагог, встречаются они на регулярной основе. Цель работы — приобретение навыков, необходимых для развития детей дома, и активное установление сотрудничества семьи и школы. Обычно группы организуются либо для развития родителей в определенном направлении (например, группы родителей, имеющих детей в ситуации риска или ставящих целью развитие творчества детей, их мотивации достижения, самооценки и т. д. ), либо объединяющие родителей по какому-то признаку (по национальности, культурным традициям, месту жительства и др. ). Классный
руководитель может либо помочь родителям в организации группы, либо (при соответствующей квалификации) быть ее
руководителем.
Можно выделить 4 типа консультативных групп для родителей: 1) группы, работающие определенный срок времени по жесткой программе, в которой подробно описан ход проведения каждой встречи; 2) группы, имеющие строго определенную тему, но не лимитированные временем; 3) группы, ограниченные по времени, но имеющие только общую тему для встреч; 4) группы поддержки, не ограниченные по времени и темам встреч, определяемым в зависимости от интересов участников.
Примером группы первого типа может служить семинедельная программа «Тhе 1оwа Strengtheinig Families Program" (1994). Она предполагает организацию группы родителей, имеющих детей младшего подросткового возраста, под руководством классного руководителя или социального педагога. Встречи проводятся как с группой родителей, так и с группой детей, финальная встреча организуется для обеих групп вместе. Цели программы для родителей: научить их оказывать позитивное влияние на своих детей, понимать и учитывать особенности возраста, эффективно взаимодействовать с детьми в повседневном общении, учить здоровому образу жизни и регулировать их поведение. Цели программы для детей: укрепить позитивное представление о своем будущем, научиться ставить позитивные цели в жизни, управлять эмоциями и выходить из стрессовых ситуаций, принимать на себя ответственность, управлять давлением, которое могут оказывать взрослые, и положительно относиться к взрослым. Цели программы для семьи: практиковать позитивное общение, идентифицировать сильные стороны семьи и ее ценности, учиться нести ответственность и разделять ее в семье, решать проблемы и планировать свободное время.
Примером группы третьего типа может служить программа
«Parent Education for Fathers" (McBride, 1988)» которая была разработана для группы в 12 пар отцов и детей младшего возраста и включала в себя 12 встреч по 2 часа, раз в неделю. Цель программы — развить положительное восприятие отцами своего участия в процессе воспитания ребенка. Использовались игровые методики и обучение. При исследовании эффективности программы были получены результаты, свидетельствующие о том, что участие отцов в таких встречах ведет к значительному росту их уверенности в своей родительской компетентности, но практически не снижает родительского стресса.
Анализ опыта взаимодействия американских педагогов с родителями свидетельствует о том, что многие его формы применимы и в наших условиях.
От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, увеличение родительской компетентности и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Длядетейвыигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учебе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.