Как организовать профессиональную работу в коррекционном дошкольном образовательном учреждении.

Организация коррекционной работы в ДОУ.

В нашем детском саду функционирует коррекционная группа «Особый ребенок». Группу посещают дети, у которых (по заключению ПМПК) недостаточно сформированы по возрасту психические процессы и речевые функции. Наполняемость группы 12 человек. В группе работают два воспитателя, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Работа ведется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей» и по программе «Детство».

В начале учебного года проводится психолого-педагогическая диагностика (Е.А.Стребелевой) для выявления уровня психического развития детей. И, исходя из данных диагностики, составляется перспективное планирование подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

План коррекционной работы содержит основные направления:

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие высших психических функций.

Развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики руки.

Основу плана коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. В коррекционную работу включены задания и игры, направленные на развитие внимания, памяти, сенсомоторных навыков, произвольности движений, самоконтроля, формирования мышления, эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений.

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни ре­бенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает вза­имоотношения со сверстниками и взрослыми. У него фор­мируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды па­мяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мыш­лением.

Учитывая недостаточную сформированность психических процессов в развитии детей, мы стремимся к максимальному использованию различных форм ручной деятельности и предметных действий как важнейшему условию для развития восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации. Во время проведения занятий учитываются особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания. Обязательным условием при проведении занятий является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка), наглядного (показ, демонстрация) и практического. Использование индивидуальных педагогических методов, приемов и средств, является важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми.

Так же, в начале учебного года составляется перспективное планирование по лексическим темам для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром и перспективный план по формированию элементарных математических представлений.

Мною проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений.

Занятия в нашей группе проводятся по подгруппам и индивидуально.

Основными целями занятий по ознакомлению с окружающим миром являют­ся уточнение, расширение и систематизация знаний и пред­ставлений детей об окружающей действительности. Обога­щение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выде­лять существенные признаки изучаемых предметов и явле­ний, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Лексические темы охватывают различные стороны окружающей действительности и включают в себя озна­комление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в природе), ближайшим окру­жением (с явлениями общественной жизни и трудом людей, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети учатся различать и сравнивать предметы окру­жающего мира, обобщать и классифицировать их, усваивают элементарный математический словарь.

Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интере­сов, мыслительных операций и речи. Особое внимание на занятиях по формированию элементарных математических представлений уделяется на выработку у детей умений свободно оперировать основными математи­ческими понятиями в условиях предметно-практической де­ятельности.

Интерес к за­нятиям поддерживается путем широкого использования дидактиче­ских игр, занимательных упражнений.

На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное - они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это - важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умения са­мостоятельно учиться, приобретать знания.

Так же в нашей группе ежедневно даются рекомендации для родителей на повторение и закрепление с детьми пройденного материала дома.

Работа с родителями ведется в форме индивидуальных консультаций, советов и рекомендаций.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, спо­собности имеют большое значение для его будущего разви­тия, в том числе и для успешного обучения в школе.

Наши рекомендации