Средневековое образование: тезис и пример

Учиться должно быть сложно, знания и умения должны обретаться через большое духовное напряжение, благодаря которому внутреннее чувство обучаемых должно настольно обостриться, что они как бы срастаются с учебным материалом, который невольно откладывается в их подсознании.

Курс обучения в Сорбонском университете был 10-летний, и на последнем экзамене студент подвергался с 6 часов утра до 6 часов вечера нападению 20 диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишен отдыха и не имел права за все 12 часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание назывался доктором Сорбонны.

О дидактических принципах обучения

Девиз: повторение - мать мудрости, repetitio mater studiorum.

Цель: посредством постоянного повторения усвоить то духовное богатство, которое христианская церковь унаследовала от античности, преобразив его на свой лад.

Содержание обучения: Книги Аристотеля - предмет чтения, обучения, запоминания, размышлений, упражнений и проверки (логика, "физика", учение о душе, астрономия сфер, метафизика и др.)

Влияние церкви - черты монастырского уклада в образе жизни в университетах, "обязательный режим бурсы". Каждый студент обязан был жить в бурсе, где осуществлялся строгий надзор, тщательно соблюдалось время подъема, утренней молитвы, посещения лекций, самостоятельных занятий, ухода из университета, время, когда закрывались ворота, и время сна. Обитатели бурсы назывались буршами.

Царскосельский Лицей - аналог public schools со всем, указанным выше.

Основные формы учебного процесса - лекции и диспуты.

Лекционная система была вызвана нехваткой книг.

После изобретения пишущей машинки появилась возможность минимизировать лекции.

1088 - Болонский Университет

1167 - Оскофрдский университет

1209 - Кэмбридж

1215 - Сорбонна

1347 - Пражский университет

1385 - Гейдельбергский университет

1755 - Московский университет

Семинар 19/03/14

1. Религиозная традиция - христианская философия

Трансляция объективной моральной абсолютной нормы

||

||

\/

Знаниевая (традиционно-консервативная) педагогика

Обучаемый - "объект педагогического "инструктивного" воздействия, пустой сосуд, который нужно наполнить ЗУН.

Результат: фундаментальность ЗУН и пассивность поведения, частый запрет на вольномыслие.

2. Великие философы - Ж.П. Сартр ("Человек осужден быть свободным"). Экзистенциальная философия.

Обоснование современной либеральной демократии с отсутствием абсолютных моральных норм.

В человеческой жизни нет объективных ценностей, а есть лишь субъективные индивидуальные выборы.

Гуманистическая педагогика, обучаемый - субъект "конструктивистского" педагогического воздействия, факел, который нужно зажечь.

Знания возникают на стороне активно познающего субъекта.

Антоним - инструктивизм.

Бихевиоризм - пример научного теоретизирования о человеческой природе.

Бихевиористская педагогическая парадигма, где все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций. Обучаемый - объект, обязанный усвоить оптимальное поведение.

Результат: создание и обоснование "законов научения", теория тестов, внедрение ТСО.

В. 9 и 10: изучение элементов явления и взаимосвязи между ними, отсюда будет вытекать методологическая характеристика науки.

Проблема методологически формулируется через противоречие, и уже в рамках решения конкретной проблемы возникает та или иная наука, то или иное учение.

План характеристики науки

1. Проблема, необходимость решения которой ведет к возникновению науки.

2. Объект науки.

3. Предмет науки.

4. Цель и задачи научного исследования. (Задачи - шаги по достижению цели)

5. Определение науки

6. Источники науки (базисные науки)

7. Методы исследования

8. Аксиоматика науки (некоторые исходные допущения, существования которой обеспечивают функционирование данной науки)

9. Принципы научного исследования

Педагогическая антропология как наука

1. Проблема генезиса ПА

- Узость подходов к рассмотрению человека в отдельных науках (узость предмета)

- Возникн. разрозненных фрагментов знаний о человеке и его природе

- Невозможность решения сложных задач обучения и воспитания

- Проблема - в наличии противоречия между необходимостью комплексного видения человека в процессе становления воспитания, обучения, развития) и узостью подходов к его обучению.

Таблица (см фото) Научная проблема, обусловившая генезис*

Взаимность педагогики и ПА

В педагогике постулируется:

Метод формировния сознания личности - беседа

Основные требования к беседе:

положительный эмоциональный тон: располагающая обстановка, доверительный тон воспитателя, поощрение удачных ответов

4. Цели и задачи ПА

Цель ПА - вскрытие механизмов и закономерностй процессов обучения и воспитания

Задачи ПА: объяснить, как очеловечивается и социализируется человек и как люди лразного возраста влияют друг на друга

определить и описать законы развития человека как воспитателя и воспитуемого

выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизн

Определение ПА как науки:

- изучение человека во всех проявлениях его природы в зеркале искусства воспитания (К.Д. Ушинский)

- педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад)

Источник ПА (базисные науки)

- все науки о человеке (примеры)

...

- специальные разделы педагогики - патопедагогика

- пед. эксперименты

Природа человека, три подхода

1. Религиозная традиция

Трансляция объективной моральной абсолютной нормы

||

\/

знаниевая (традиционно-консервативная) педагогика

Обучаемый - объект педагогического "инструктивного" воздействия - пустой сосуд, который нужно наполнить ЗУН.

Результат: фундаментальность ЗУН и пассивность поведения, частый запрет на вольномыслие.

Гуманистическая педагогика, обучаемый - субъект "конструктивного" педагогического воздействия, факел, который нужно зажечь.

3. Бихевиоризм - пример научного теоретизирования о природе человека.

Человек как носитель некоторого набора реакций на некоторый набор стимулов. Формирование опр. поведения на опр. набор стимулов. Достаточно механистические воззрения на человека.

Бихевиористская педагогическая парадигма, где все обучение сводится к формированию навыков и реакций. Обучаемый - объект, обязанный усвоить "оптимальное поведение".

7. Методы исследования

а) общенаучные методы познания

- эмпирического уровня

-

- Методы вычленения и исследования эмпирического объекта: наблюдение, измерение, эксперимент

-

- Методы обработки и систематизации знаний: анализ и синтез: индукция и дедукция,, аналогия, систематизация, классификация

-

- теоретического уровня

Методы построения и исследования идеализированного объекта: абстрагирование: идеалзиация: формализация, мысленный эксперимент.

Методы построения и оправдания теоретического знания, гипотеко-дедуктивный метод, конструктивно-генетический метод, исторический метод, логический метод, методы оправдания, логическое / математическое доказательство.

Конкретные (специальнонаучные) методы педагогико-антропологичекого познания:

- Педагогическая интерпретация / герменевтический метод (состоящий из: идентификации, модификации, дедукции)

- (авто-)биографический метод

- художественный метод

- сравнительные методы, ср-исторический, ср-эволюционнный, ср-этнографический

- казусный метод

Аксиоматика ПА - 4 закона ПА

Исходные допущения, с которыми соотносятся исследовательская программа и содержание педагогической антропологии, включают в себя посылки о природе, индивида и личности, о природе группы и общества и о природе индивидуального и коллективного познания

9. Система принципов исследования в ПА (основана на аксиоматике)

- антропологический (человек - исходная категория)

- целостност и уникальности человека

- единства общего, особенного и единичного в познании человека

- осысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры

- понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека

- признание способности человека к самовоспитанию

- необходимость самопознания (рефлексии)

Вопрос 15 - любой человек до известной степени поддается влиянию других людей и меняется в результате этих влияний

В14: Механизмом являются индивидуальные видоизменения всеобщего благодаря накоплению человеком прижизненного опыта. Эти черты не существуют в общем виде, а только конкретно. Всегда имеют индивидуальную окраску и личностное звучание.

В 5 пункте, пример: кальвинизм.

Макс Вебер "Протестантская трудовая этика и дух капитализма" (1905) М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты, именно они составляли костяк предпринримателей и высококвалифицированных специалистов.

Исходные позиции протестантизма и кальвинизма:

- опасность искушения души богатством

- отрицание безделия даже при накопленном богатстве

- активность как воля Бога для примножения своей славы

- работа - проверенное средство обеспечения аскезы, абсолютная дородетель

Влияние на менталитет

формирование особой формы этики, выгодной капиталистам

Кальвин ссылался на Библию

- Запрещена задержка з/п ("Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не длжна оставаться у тебя до утра")

- Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными

- По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения

- Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя.

Осмысленная работа в аскезе - Деньги / Прибыль - Общественная польза

Компетенция - способность в выполнению каких-либо действий.

Мотив связывает обучение с потребностью. "Опредмеченная потребность" А.А. Леонтьев

Дидактика - теория обучения, рассматривающая вопросы содержания образования и ее научного обоснования. Общая дидактика. Дидактика может быть частной, дидактика конкретного предмета.

Лингводидактика это пример частной дидактики.

Методика - система способов приема обучения, детерминированная дидактическими параметрами.

(Латинская школа)

Когнитивная парадигма - учения и навыки приобретаются через правила.

Бихевиоризм проявлялся в натаскивании на правильную форму, заучивании наизусть правильных форм, натаскивание на некий шаблон.

Метод обучения - синтетический.

Говорение, письмо, чтение.

Письмо - переписывание стихов Доната и заучивание,

Грамматика и лексика. Орфография. Фонетика.

Два этапа - репродуктивный (учили наизусть стихи Доната)(этап введения и закрепления) и продуктивный ( этапы.

Семинар 16/04/14

Прагматизм противопоставляется сенсуализму

Конструктивизм - форма и область. Инструктивизм - уровень знаний, уровень ближайшего развития.

Гуманистическая - феноменологическая.

Бихевиористская логика близка к инструктивизму.

5 вопрос: этимология конструктивизма. Суть конструктивизма.

6 вопрос: норма и отклонение от нормы

7 вопрос: лингводидактика - просто запомнить

Виды речевой деятельности, их пять и только пять: чтение, аудирование, говорение, письмо, перевод. Классификация. (рецептивные, продуктивные, рецептивно-продуктивные)

Для их реализации необходимо владеть языковыми средствами, лингвистическими компетенциями (грамматика, лексика, орфография, фонетика)

ИКК - иноязычная коммуникативная компетенция, и их компоненты: лингвистическая (языковая), речевая (прагматическая), социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная (последовательность важна)

Лингвистическая включает в себя следующие (см. фото)

лексико-семантическая

грамматическая

фонетико-фонологическая

орфографическая

9 вопрос: мотив деятельности - процесс, упр. поведением человека (опредмеченная потребность) внешний (принуждение) и внутренний (познавательный).

10 вопрос: Языковая личность - человек с точки зрения его готовности совершать речевые поступки, создавать и понимать тексты на родном или втором (неродном) языке. Личность можно или формировать, или развивать.

11 вопрос: современное целеполагание -

Формирование вторичной языковой личности, обладающхий способносттью говорить и писать грамматически лексические: орфографически и фнеотичеко правильно, прагматически и социокультурно

Равнозначное обучение всем компонентам ИКК

12 вопрос: средневековый европейский билингвизм это состояние, в котором наряду с национальными диалектами использовался некий "лингва франка" (латинский). VII-IX века - упад XVI-XVII века. Карл Великий.

13 вопрос: Этимология лингва-франка (франкский язык или язык франков) - язык межэтнического общения.

14 вопрос: системный анализ предполагает изучение элементов и взаимосвязь между ними

16: компетенция - способность к выполнению каких-либо действий.

17: чему учат примеры воспитания? среда должна быть активной, в какой степени она направляется извне, учение через усилие, закон апперцепции не имеет абсолютного влияния, первые воспоминания не являются фатальными, человек существо изменчивое и способен к трансформациям.

18: Особенности обучения:

Педагогические - знаниевая традиционно-консервативная педагогическая парадигма (в сочетании с технократизмом (сореновательность, конкуренция, выявление лучшего))

Психологические - когнитивизм (в сочетании с бихевиоризмом) учение через изучение правил, через метазнание (знание о). Бихевиоризм - натаскивание до безошибочности.

Методические - синтетический (интегративный) метод обучения (от репродуктивности к продуктивности, от зазубривания к свободному говорению) - синтетический интегративный метод обучения.

20: объяснительный потенциал. Как влияли религиозная, философская традиции. Религиозная традиция (кальвинизм и его влияние на формирование определенного типа человека)

21: коммунистическое воспитание. Больше науки, аксиоматика и законы. Что такое коммунистическое воспитание. Амбивалентность и связь с этим законом.

22: три аксиомы - их надо было указать (про общее и отдельное), (амбивалентность), (апперцепция). Ставятся различные вопросы. Примеры: Гитлер, примеры из Достоевского.

23: умственное напряжение и продуктивность заучивания наизусть.

Репродуцирование - повторение/воспроизведение неких образцов заданного содержания с целью их усвоения и переосмысления.

Цель репродуцирования - усвоить духовное богатство великих интеллектуалов прошлого; отточить собственную форму выражение мыслей на основе провееренных образцов; повторение - мать мудрости, repetitio mater studiorum.

Умственное напряжение - учиться должно быть сложно. (например, заучивание произведений Аристотеля) осваивание образцов в дальнейшем формировало способность уже продуцировать.

---

В креативности нет качества формы.

Этапы формирования навыка

Фаза презентация и объяснения | Фаза закрепления и репродуктивности | Фаза применения / трансфера, продуктивности

Наши рекомендации