Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме
Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха
Выпускная квалификационная работа
Специальность: 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)
Исполнитель: студент
5 курса 554 группа
Матвеева Е.И.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент каф. МБОФКиС
Гильфанова Е.К.
Чита, 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | ||
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы | ||
1.1.Особенности психофизического развития слабослышащих детей | ||
1.2.Особенности использования ритмической гимнастики для слабослышащих детей | ||
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования | ||
2.1. Методы исследования | ||
2.2. Организация исследования | ||
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение | ||
3.1. Методика занятий ритмикой для слабослышащих детей | ||
3.2. Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
ВЫВОДЫ | ||
БИБЛИОГРАФИческий список |
Введение
В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Возникает необходимость создания системы специального образования по физической культуре в России, которая приблизила бы её к цивилизованному пути решения проблем воспитания детей с физическими недостатками. В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.
Причинами, приводящими к увеличению числа тугоухих и глухих детей, являются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повышение общего радиационного фона и увеличение пороков развития уха, увеличение числа вирусных заболеваний, алкогольная и иная интоксикация в период беременности. Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течение всего периода беременности [40].
Слуховая функция созревает параллельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внешняя звуковая стимуляция начинает вызывать изменение ритма сердцебиений плода, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.
Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последовательность.
В течение 1-го месяца жизни происходит дальнейшее совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность (адаптация)слуха человека к восприятию речи. Поэтому считается, что обучение языку начинается с момента рождения. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребёнка. Первичный дефект анализатора поражает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь являются причиной возникновения сопутствующих патологий. Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением слуха постоянно увеличивается, а среди них растёт и число учащихся, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии. Так нарушение слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребёнка: отмечается нарушение развития речевого слуха, устной речи, произношения; наблюдается задержка в интеллектуальном и физическом развитии, наступает нарушение функций нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем [7].
Для глухих школьников совершенствование системы физического воспитания становится еще более актуальной проблемой в связи с тем, что слуховые нарушения отрицательным образом сказываются на всем развитии индивида, в том числе и на его двигательной сфере, активности, на ориентировке в пространстве и во времени, что в дальнейшем, в свою очередь, негативно отражается на готовности к жизни и к труду [11]. Основная цель физического воспитания в школе глухих и слабослышащих - воспитать физически совершенных людей, подготовленных к общественно полезной и трудовой деятельности, корректировать и компенсировать недостатки в двигательной сфере этой категории школьников.
Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти [46].
Объект исследования –процесс физического воспитания детей с нарушением слуха.
Предмет исследования – методика занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушением слуха.
Цель исследования –разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методики ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования, изучить особенности проведения занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.
2. Разработать методику занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.
3. Обосновать эффективность разработанной методики и её воздействие на показатели физического развития, физической подготовленности детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования:нами предполагалось, что предложенная методика занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушением слуха будет способствовать улучшению физического развития детей, повышению их физической подготовленности.
Научная новизна:на теоретическом и практическом уровнях показана эффективность применения предложенной методики занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.
Практическая значимостьработы заключается в разработке и внедрении методики занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха в школе интернате для глухих и слабослышащих, а также возможностью применения этой методики в реабилитационных центрах, в кабинетах лечебной физической культуры.
Глава 1. Анализ литературы по исследуемой проблеме