Вопрос 48. Логика и структура соц-пед. исследования. Творческое ядро исследования
Социально-педагогическое исследование по М.А. Галагузовой — это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога.
Специфика социально-педагогического исследования состоит в том, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей.
Эффективность научных исследований в социальной педагогике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и т. д.
В.И. Загвязинский выделяет пять таких источников:
1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества.
2. Достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (это наука о здоровом образе жизни), философии, социологии.
3. Теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт.
4. Педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и т. д.).
5. Творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, работников, психологов и т. д.).
Разработка логики исследования – сложное и трудоёмкое дело. Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т. е. логикой исследования.
Логическая структура исследования, её этапы:
1) постановочный(проблема, тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, критерии успешности).
1 шаг. Определение проблемы исследования. Обоснование ее актуальности. Она должна быть отражена в теме исследования. Начиная исследование, выясняют его объект, предмет, цель и задачи.
Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обоснование актуальности исслед-я включает указание на необходимость, своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития пед. теории и практики.
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект иссл-я –то, на что направлен процесс познания.
Предмет исслед-я- часть объекта, наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исс-я определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Их делят на 4 группы:
- Диагностическая: изучение и анализситуации, истории вопроса, отеч. и зарубеж. опыта решения проблем.
- Теоретико-моделирующая: выявление структуры исследуемого процесса, факторов, движущих сил.Этизадачи на основе теоретич. анализа и синтеза, мысленного моделирования, прогнозирования и др. теор-х методов.
-Опытно-экспериментальная: конструирование и реализация опытно-преобразующей и экспериментальной части исследования.
- Прикладная: определение условий, способов реализации; разработка методик и технологий использования результатов исследования.
2 шаг. Выбор методологии: методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода.
3 шаг. Построение гипотезы исследования.Гипотеза иссл-я- научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
2) собственно исследование (отбор методов, проверка гипотезы, конструирование
предварительных выводов, их проверка и уточнение, построение заключительных выводов).
1 шаг.Выбор методов исследования.
2 шаг. Организация и проведение экспериментальной работы.
3) оформительско-внедренческий этап (апробация, оформление результатов, внедрение их в практику).
1 шаг. Анализ, интерпретация и оформление результатов исслед-я. Сопоставление экспериментальных данных с массовой практикой. Сравнение полученных результатов с существующими в практике, опубликованными в научной, пси-пед. литературе. Обобщение результатов исслед-я. Формулировка научных выводов, доказательства или опровержения гипотезы, создание теоретических положений. Теория - доказанная гипотеза.Оформление результатов исследования. Представление результатов и выводов исследования (графическое, схематическое моделирование, иллюстративное отображение).
2 шаг. Выработка практических педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.
Творческое ядро исследования — сложное образование, своего рода суперблок, логику которого, как всякого творческого процесса, обозначить можно весьма условно. Однако в одной из своих последних книг «Исследовательская деятельность педагога» В.И.Загвязинский обращает на это внимание, чтобы дать начинающим исследователям хотя бы понятие об основных элементах и контурах процесса, его внутренней динамике и логике развития.