Вопрос 32.Понятие одаренности. Типы одаренности личности. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями
Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:
«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования и приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.
По последним данным примерно 20% детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, бывают лишены необходимой для развития поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.
А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
В большом психологическом словаре можно найти следующее определение одаренности:
Одаренность - уровень развития общих способностей в диапазоне деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Понятие одаренности часто путают с понятиями талантливости и гениальности, но это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные: Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности. Это понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.
Отсюда можно сделать вывод, что одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деят-ти.
Характерные черты:
1. Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, умеют обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры.
2. Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, устойчивое внимание и оперативная память, сформированность навыков логического мышления
Типы одаренности.
Художественная одаренностьподдерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях. Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества, в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная одаренность. Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам.
Социальная одаренность- способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми.
Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями.
Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям:
1. Координационное направление.
· Осуществляется организация работы по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. Организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций.
2. Информационное направление.
· Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.
· Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей.
· Привлечение внимания общественности, СМИ: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
Диагностическое направление.
Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами.
Кадровое направление.
Оказание методической помощи педагогам.
Одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, а иногда и враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.