По выполнению курсовых работ
1. Научное исследование по дисциплине «Педагогическая психология» выполняется в виде курсовой работы.
2. КР имеет следующую структуру: Титульный лист; СОДЕРЖАНИЕ; ВВЕДЕНИЕ – (3-4 страницы); ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР – (2-4 параграфа, 12-15 страниц); ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – (2-4 параграфа, 12-15 страниц); ЗАКЛЮЧЕНИЕ – (3-4 страницы); БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – (не менее 30 источников).
3. Текст работы набирается на компьютере: шрифт «Times New Roman», размер шрифта – 14, отступ первой строки – 1,25см; межстрочный интервал – 1,5. Переносы в словах – запрещены. Размер полей: левого – 30мм, правового – 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм.
4. Для печати используется белая бумага, формата А4, средней плотности, печать осуществляется с одной стороны листа.
5. Объем курсовой работы 35-40 страниц без учета приложений.
6. Заголовки печатаются по центру страницы, прописными буквами, жирным шрифтом, точка в конце не ставится (если заголовок состоит из нескольких предложений, то их разделяют точкой), например:
СОДЕРЖАНИЕ
или
Понятие личности. Отличительные
Особенности личности руководителя
Заголовки разделов и глав пишутся с новой страницы, после них ставится пустая строка, а затем основной текст. Заголовки параграфов в главах отделяются от предыдущего текста двумя пустыми строками, затем заголовок, пустая строка и текст. Заголовок параграфа в конце страницы переносится на новую страницу, если после него остается менее двух строк основного текста.
7. Номера страниц ставятся вверху листа, от центра (только цифрами), номер на первом листе не ставится, таким образом, нумерация начинается со второго листа и цифры два.
8. Приложение в объем курсовой работы не входит.
9. Типографским способом осуществляется брошюрованный переплет. Приложение переплетается вместе с работой, в конце.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ связана с основными нормативными учебными курсами учебного плана. По учебному плану студенты СОФ НИУ «БелГУ» выполняют курсовые работы по дисциплине «Педагогическая психология».
Студентам предоставляется право выбора темы работы. Студент имеет право предложить тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы студент должен исходить из своих интересов, склонностей и объективных возможностей. Тема курсовой работы должна быть актуальной и соответствовать современному уровню развития науки.
Примерный список тем курсовых работ представлен на кафедре педагогики и физической культуры СОФ НИУ «БелГУ».
Этапы выполнения курсовой работы
1 этап. Изучение и анализ специальной методической литературы по избранной теме; определение проблемы исследования; формулирование рабочей гипотезы, цели и задач курсового исследования.
2 этап. Изучение и анализ литературы по теории вопроса; разработка плана эмпирической части исследования; анализ и подбор психодиагностических методик констатирующего этапа исследования. Проведение опытной работы по проверке рабочей гипотезы и предположений; анализ результатов эмпирической работы; формулирование выводов и рекомендаций.
3 этап. Оформление курсовой работы: компоновка и написание текстов введения, глав и параграфов, заключения; составление списков литературы, иллюстративного материала, приложений; оформление оглавления и титульного листа; схематическое моделирование логического содержания всей работы.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист является первым листом курсовой работы (Приложение 5), в котором все надписи пишутся без сокращений за исключением инициалов. Так же не допускаются переносы в словах. Точки в конце предложений не ставятся кроме точек после инициалов. Названия университета, факультета, кафедры и «курсовая работа» или «курсовой проект» пишутся прописными буквами по центру листа, жирным шрифтом. Тема работы, название города и год пишется жирным шрифтом, обычными буквами, по центру. Данные студента и руководителя – пишутся обычным шрифтом и буквами, от центра, справа.
СОДЕРЖАНИЕ
После титульного листа помещается содержание,в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в контексте изложения материала) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена. Например, номера глав состоят из одной цифры (I., II., III …), а номера составных частей - из двух цифр (1.1., 1.2., 1.3. ...), третья ступень деления - из тех цифр (1.1.1., 1.1.2., 1.2.1., 1.2.2. ...) и т.д.
Образец содержания приведен в приложении 2.
ВВЕДЕНИЕ
Во введении находит отражение методологический аппарат научного исследования. Он и составляет основу введения, которое оформляется в виде развернутой аннотации подготовленной к защите курсовой работы.
Текст введения обычно начинается с обоснования выбора темы и ее актуальности. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы исследования (задачи, вопроса). Выбор темы и ее актуальность необходимо аргументировано доказать с точки зрения современной социально-психологической ситуации и проблематики в мире, обществе, личности; формулирования целевой установки, конкретных задач и методологических основ исследования.
На основании актуальности выбранной темы формулируется цель исследования и ее проблема, объект и предмет, а также выдвигается гипотеза.
Цель исследования – это то, что автор хочет достичь, получить при проведении исследования (определение характера явления, выявление взаимосвязей, изучение динамики организационного процесса, описание нового феномена, обобщение, создание новой методики, адаптаций имеющейся методики и т.д.). Например: «…изучить психологические особенности руководителей малого и среднего бизнеса».
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Например: Психологические особенности сотрудников туристического агентства «Элит».
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Например: Уровень социального интеллекта у сотрудников туристического агентства «Элит».
Гипотеза исследования– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования. Гипотеза является средством приращения знаний, эффективным инструментом поиска истины. Гипотеза должна быть простой, полной, адекватной, обоснованной, проверяемой, совместимой с существующим научным знанием. Например: «Чем выше уровень социального интеллекта сотрудников туристического агентства, тем выше уровень эффективности их труда».
Затем в работе ставятся задачи, указываются использованные методы и методики.
Задачи исследования – конкретные последовательные этапы решения проблемы по достижению цели исследования и проверке гипотезы (что нужно сделать, чтобы достичь основной цели работы). Например:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Изучить влияние уровня социального интеллекта на успешность выполнения трудовых обязанностей сотрудников организации.
3. Исследовать психологические характеристики сотрудников туристического агентства.
4. Проверить эффективность программы социального развития коллектива направленной на повышение уровня социального интеллекта сотрудников организации.
Теоретико-методологическая основа исследования–это обоснование применения методологических принципов психологического исследования, а также ссылки на авторов тех подходов, теорий и концепций, которые использованы при построении исследования.
Методы исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Например: Теоретические методы:изучение и анализ литературы и документов, теоретический анализ и синтез, анализ экспериментального материала, аналогия, абстрагирование, сравнение, классификация, моделирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос (анкетирование, интервью), анализ продуктов деятельности, изучение опыта работы практического психолога, эксперимент, тестирование, рейтинг, создание диагностических ситуаций и т.д.
Теоретическая основа исследования. Чтобы показать степень разработанности выбранной темы, делается краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Здесь указываются фамилии авторов в алфавитном порядке. Например: «Большой вклад в изучение агрессивного поведения сотрудников в организации внесли следующие ученые: А. Адлер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Фрейд, Э. Эриксон, и др.».
После этого дается характеристика эмпирической базы исследования. Например: «Исследование проводилось в период с октября 2011 по март 2012 года на базе туристического агентства «Элит» г. Старого Оскола. В числе испытуемых были сотрудники агентства в количестве 32 человек, в возрасте от 18 до 55 лет. Среди них 14 мужчин и 18 женщин, имеющих высшее образование.
Затем сообщается, в чем заключается практическая значимость полученных результатов. Например: «Нами была разработана и апробирована программа развития персонала, предложены практические рекомендации руководителям организаций по повышению уровня социального интеллекта сотрудников».
Здесь же отмечаются структура исследования. Например: «Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержит 4 таблицы и 9 рисунков.
Далее краткая характеристика основных компонентов работы: введения, двух глав и заключения.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В этой части работы рассматривается теоретический аспект проводимого исследования. Как правило, он состоит из 2-4 параграфов.
В этой главе необходимо рассмотреть историю вопроса, составить и объяснить понятийный аппарат, применяемый при рассмотрении выбранной темы. Провести анализ и обобщение научной литературы (концепции, теории, взгляды) и состояния современной практики (методики, практики, способы), по выбранной тематике представив свое отношение в виде кратких выводов.
Стиль изложения материала не должен быть реферативным, а язык работы должен носить научный характер, то есть быть формально-логическим, целенаправленным, прагматическим, состоять из рассуждений и использовать строго научную терминологию.
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не субъекте. Общепринято, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «Я» употребляет «Мы», «по нашему мнению», «на наш взгляд» и так далее, считая, что выражает мнение коллектива авторов (совместно с научным руководителем, консультантом и т.п.).
В данном разделе активно используются цитаты (необходимо выделять кавычками) и выдержки из используемой литературы, поэтому их необходимо оформлять с помощью ссылок. Ссылки на один или несколько источников, которые в работе используются один раз, оформляются в квадратных скобках после фамилии автора или цитаты, или в конце абзаца, а порядковые номера источников через точку с запятой, например, [32] или [4; 11; 22]. Если источник используется несколько раз, то в скобках после порядкового номера через запятую указывается номер страницы или номера страниц (через дефис), например, [12, 233] или [12, 246-247]. Несколько ссылок с указанием страниц оформляются следующим образом: «В работах А.Адлера [12, 246-247; 15, 22-33] говорится о …».