Общие рекомендации по выполнению курсового проекта

Методические требования к написанию курсовых проектов

по учебной дисциплине

Педагогика

наименование дисциплины

НАПРАВЛЕНИЕ: Народная художественная культура

ПРОФИЛЬ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

шифр и наименование направления

Москва

Автор и составитель: Н.Ф. Спинжар, кафедра Педагогики и психологии Московского государственного института культуры

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Христидис Т.В.

Спинжар Н.Ф. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по предмету «Педагогика». – Москва: МГИК, 2015г. – 25с.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Общие рекомендации по выполнению курсового проекта…………………9

3.Методические рекомендации по написанию курсового проекта…………13

4. Тематика курсовых проектов и рекомендуемая литература.……………..21

5. Приложения…………………………………………………………………..24

Пояснительная записка

Современное образовательное пространство отличается динамичностью и неустойчивостью включения детей и подростков в образовательную деятельность. В связи целым рядом особенностей развития школьного детства будущему педагогу-психологу предстоит решать задачи, которые связаны с их профессией. Оказывать помочь детям и подросткам по различным вопросам учебы и жизни.

В современной ситуации, когда отмечается рост количества детей с особыми образовательными потребностями, социальной и школьной дезадаптацией, будущему педагогу-психологу, в процессе профессионального образования важно сформировать необходимые умения и навыки, готовность к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении. Будущий педагог-психолог должен быть готов:

– оказать детям и подросткам помощь в обучении;

– владеть методиками выявления трудностей в развитии и обучении,

– содействовать социальной и школьной адаптации и интеграции.

Важным видом работы студента по дисциплинам профессиональной подготовки, является курсовой проект. Чем отличается курсовой проект от курсовой работы? Прежде всего, курсовая работа – это задание, которое должен выполнить студент в высшем учебном заведении в определенный срок и по определенным требованиям и в дальнейшем защитить. Курсовой проект представляет в более широкий профессионально направленный смысл, который ориентирован на развитие у студентов профессионально важных знаний, умений и навыков решать учебно-творческие, практические задачи, но самое важное – он учится применять полученные знания по профилю подготовки.

Поэтому подготовка курсового проекта связана с более выраженным прикладным характером излагаемой в ней проблемы и путях ее решения.

В справочной литературе «Курсовой проект, самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года (курса, семестра) студентами… под руководством профессоров и преподавателей… Задания для курсового проекта индивидуальные. …Система курсовых проектов позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает… к самостоятельной работе по избранной специальности, способствует развитию творческих способностей».

Что дает студенту работа над курсовым проектом?

Работа над курсовым проектом по предмету «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» поможет будущему педагогу-психологу, в следующем:

1). Сформировать базовые представления о методологических основах и структуре коррекционной педагогики и специальной психологии, как самостоятельных отраслей психологической науки;

2). Определить взаимосвязь этих направлений и сфер их действия;

3). Расширить полученные знания по предметам профессионального цикла;

4). Расширить умения анализировать, сопоставлять, интерпретировать полученные факты исследуемых явлений в теории и практике коррекционной педагогики и специальной психологии как интегрированной учебной дисциплине.

5). Раскрыть причины и факторы риска развития человека в определенном возрасте и методах коррекции и профилактики отклонений в развитии детей дошкольного и школьного возраста, а также раскрыть сущность процесса организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми разных возрастов.

Цель написания курсового проекта связана с формированием научно-исследовательских умений у студентов - будущих педагогов-психологов, умений работать с теоретическими источниками, умений самостоятельно анализировать и обобщать изученный материал, находит решение на поставленные вопросы, что повлияет на компетентность студента, позволит ему закрепить полученные теоретические знания по истории вопроса и приобрести опыт в изучении причинно-следственной связи появления дефекта развития и т.д.

В курсовом проекте переплетаются теория и практика, что влияет на формирование у студентов системы умений, связанных с обобщениями, интеграцией полученных теоретических и практических знаний, в процессе анализа проблемы.

Курсовой проект опирается на определенный диагностический материал, который выбирает студент и аргументировать валидность применяемой методики в решении конкретного вопроса. Самостоятельность в решении практических задач и на основе определенных студентом подходов, важный показатель их готовности к профессиональной деятельности.

Курсовой проект не может не опираться на достижения возрастной психологии, поскольку вне знаний индивидуально-психологических и возрастных особенностей, сложно организовать коррекционно-развивающую помощь детям и подросткам с отклоняющимся развитием, правильно использовать методы воспитания и обучения детей.

Курсовой проект призван показать уровень сформированности у студентов базовых умений моделировать и проведения коррекционно-развивающих занятий, умений оказывать помощь на основе психолого-педагогической диагностики и коррекции;

Курсовой проект учит планировать последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, ставить цели, формулировать задачи и в соответствии с уровнем развития и возраста ребенка получать определенный, ожидаемый результат.

При написании курсовой работы по предмету «Педагогика» студент опирается на уже полученные знания о структуре личности, о психологических особенностях детского возраста, о роли психолога-педагога в образовательном учреждении; имеет определенный уровень сформированности умения психолого-педагогической диагностики и коррекции психического развития,готовности заниматься вопросами отклоняющегося развития, учебными трудностями и дезадаптацией детей.

Полученные по данной дисциплине знания, умения будут важны студентам для практической деятельности по обобщению результатов и достижений.

Согласно формируемым компетенциям в результате освоения дисциплины (модуля)

Методические рекомендации составлены на основе Государственного образовательного стандарта о профессиональном образовании.

Общие рекомендации по выполнению курсового проекта

Прежде чем приступить к написанию курсового проекта, необходимо уточнить ряд вопросов с ним связанных:

- какова степень авторской самостоятельности и оригинальности содержания;

- степень творческого решения стоящих перед студентом учебных задач;

- формы помощи и сотрудничества по курсовому проекту.

Как мы уже говорили, студент ответственно отнестись к работе над курсовым проектом. Ответственность и самостоятельность студента проявляется в процессе выбора темы, согласования ее с научным руководителем. Курсовой проект пишется по учебным дисциплинам, предусмотренным Госстандартом.

Научно-творческая деятельность студента в процессе подготовки курсового проекта, в дальнейшем поможет ему эффективно работать над дипломным проектом – его написанием и практическим исследованием.

Студент имеет право выбрать тему курсового проекта самостоятельно или воспользоваться темами предложенными преподавателем. Изменение или корректировка темы, утвержденной на заседании кафедры, возможна при согласовании с заведующим кафедрой или заместителем.

Студент несет ответственность за качество и самостоятельность написания курсового проекта, что при проверке по программе Антиплагиат, оригинальность работы должна составлять 40%. При работе с текстами других авторов, в содержании работы должна оформляться ссылка и сноска.

Студент обязан согласовывать с преподавателем - научным руководителем все изменения, вносимые в название, план и содержание курсового проекта.

Совместно с научным руководителем студент разрабатывает структуру, определяет гипотезу по теме курсового проекта, согласовывает литературу, уточняет содержание и доводит работу до завершения.

Большая часть курсового проекта самостоятельно выполняется студентом, т.к. является одной из форм самостоятельной работы. Поэтому, студент должен показать полученные на момент написания курсового проекта знания и умения по другим предметам (Общей психологии, Возрастной психологии, Теории обучения и воспитания и др.).

Студент должен придерживаться ряд требования к оформлению и компоновке собранного по теме материала.

Содержание может иметь реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. Каждая часть курсового проекта имеет свою сверхзадачу. Первая глава в сравнении со второй, всегда имеет более обобщенное представление о теме – это могут быть теории, авторские подходы, к решению проблем практики на основе сравнения разных источников, а могут раскрывать уровень разработки теории в решении состояния возникшего в практике и какие выходы, рекомендации для изменения состояния практики

- в основной части курсового проекта представлен уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;

- курсовой проект практического характера во втором разделе основной части содержит расчеты, графики, схемы и т.п. и содержит выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- в основной части курсового проекта опытно-экспериментального характера представлены: уровень разработанности проблемы в теории и практике, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, возможность применения полученных результатов.

Курсовая проект должна иметь следующую структуру:

· титульный лист;

· план (содержание, оглавление);

· введение;

· основной текст;

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложения ( при наличии в работе).

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины. По завершении студентами курсовой работы (проекта) она (он) сдается на кафедру, регистрируется и передается руководителю. Руководитель проверяет и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению руководитель возвращает курсовую работу для устранения отмеченных недостатков. Основания для возвращения курсовой работы на доработку:

несоответствие темы ранее утвержденной;

цель работы не достигнута, задача не решена;

несоответствие объема работы предъявляемым требованиям;

несоответствие содержания работы её теме и плану.

Курсовой проект должен быть выполнен в сроки, установленные кафедрой, в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса. Время защиты курсового проекта назначается в рабочем порядке.

Защита курсового проекта проводится либо в виде индивидуального собеседования с преподавателем, либо в виде научной конференции.

Защита состоит из краткого изложения основных положений по изученной проблеме, обоснования выводов, пояснений по существу сделанных руководителем замечаний. По окончании доклада студент отвечает на заданные вопросы. Ответы должны быть краткими, но исчерпывающими.

Оценка выставляется в зачетную книжку, а также в экзаменационную ведомость. Студенты, не сдавшие курсовые работы, не защитившие их или получившие неудовлетворительную оценку, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Наши рекомендации