Оценка ученых на психологическую готовность к школьному обучению

Существуют различные взгляды на определение готовно­сти к обучению в школе. Тем не менее, опираясь на анализ изученной литературы, я отмечаю, что большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и доста­точными для обучения качествами.

Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных инте­ресов, готовности к произвольной регуляции своей познава­тельной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает особое новообразование — «внутренняя по­зиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец, считавший, что готовность к обучению в школе пред­ставляет собой целую систему взаимосвязанных качеств дет­ской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятель­ности, степень сформированности механизмов волевой регу­ляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной, где также подчеркивается оп­ределяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание я уделяю произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная пред­посылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л. А. Венгера и А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконина в качестве важнейших параметров психологи­ческой готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образ­цу), определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мыш­ления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, исходя из анализа литературы, я сделала вывод - готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру, которая требует комплексных психологических исследований. В этой структуре я выделила главные компоненты:

I.Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой мо­торики рук и сенсомоторной координации.

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и дифференцированным вос­приятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделени­ем существенных признаков и закономерностей и т. д.), смыс­ловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мыш­ление ребенка в основном остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.

Важным компонентом интеллектуальной готовности яв­ляется развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Ее специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны стро­го соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует гораздо боль­шей произвольности, осознанности.

Интеллектуальная готовность предполагает формирова­ние у ребенка начальных общеучебных умений, в частности: умения выделить учебную задачу, умения вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оцен­ку. У ребенка также должна быть достаточно выражена по­знавательная активность.

II. Личностная готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной пози­ции (положения школьника, имеющего круг прав и обязан­ностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчи­нять свое поведение законам детских групп. Готовым к школь­ному обучению является ребенок, которого школа привлека­ет не внешней стороной, а возможностью получать новые зна­ния, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнитель­но хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возмож­но развитие и протекание учебной деятельности. У детей фор­мируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление прин­ципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчине­ния мотивов поведения.

III. Физическая готовность определяется физическим раз­витием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

Наши рекомендации