Понятие этики, этапы ее развития сквозь призму национальных традиций

Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования "практической" философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье -- деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека -- это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель -- это умеренность и благоразумие.

Примечательно, что так называемое "золотое правило этики" -- "не делай другим того, чего не желаешь себе", сформулировано Конфуцием не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля.

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).

Школы этики

Киренейская школа

Аристипп, основатель киренейской школы, ставил конечной целью удовольствие, независимо от его специфического качества. Самой ценной стороной удовольствия он считал его интенсивность, отсюда вытекало предпочтение удовольствий тела, как наиболее сильных. Удовольствие настоящего ценилось выше, чем удовольствие будущего, находящегося в руках неверной судьбы.

Эпикурейская школа

Отличие эпикурейцев от гедоников состоит лишь в развитии и более детальной разработке основного принципа. Эпикурейцы считались с причинами удовольствия, с его длительностью, с возможностью последующего страдания. В результате у них выработалась более осторожная и смягчённая форма эвдемонизма. Идеалом эпикурейства является особого рода блаженная невозмутимость, имеющая не одну отрицательную ценность отсутствия страданий, но также и положительный смысл полной удовлетворённости.

Отрицательный эвдемонизм

Отрицательный эвдемонизм имеет представителями киников и отчасти стоиков. Подобно взаимоотношению двух предшествовавших учений, стоицизм можно назвать усовершенствованным кинизмом. Основным принципом киников является абсолютная свобода от влияний окружающей жизни, приводящая к отсутствию всяких страданий. Киники, бывшие больше людьми практики, чем теории, проводили этот принцип весьма односторонне, устремляя всю силу своего презрения на внешнюю материальную обстановку и в открытом попирании всех требований культурности испытывая некоторое своеобразное наслаждение. Этим, быть может, естественнее всего объяснить те, в сущности ненужные, крайности, в которые они впадали в своём образе жизни. Проповедуя безразличие ко всему, что не есть добродетель, киники в действительности не оставались на точке безразличия, но со страстью искореняли то, что, по их мнению, мешало добродетели и независимости мудреца.

Стоицизм

Стоическая апатия проявлялась равномернее и спокойнее: однако не только в практическом применении основного принципа следует видеть разницу кинической и стоической школ, но главным образом в теоретических воззрениях последней, дающих место ясной универсальной тенденции. Эта тенденция выражалась в понятии мирового закона, в признании существования универсальных норм бытия. В постижении и осуществлении этих норм и заключается обязанность стоического мудреца. Эти нормы имели, в воззрениях стоиков, главным образом натуралистическое и политическое значение. Стоицизм порывает с эвдемонистической точкой зрения и становится на почву объективного обоснования морали. На этой именно почве стоицизм разросся в сложную моральную систему, имевшую весьма большое историческое значение .

Семейное воспитание у различных народов, его значение в развитии подрастающего поколения.

У корейцев

Для корейцев очень важна семья: и взрослые воспитывают детей в уважении к старшим, и дети твердо знают, что своих родителей в старости они обязательно обеспечат. Так что местные школьники, сидя за уроками, думают не о себе, а о своих родителях и своих будущих детях. Корейцы не просто любят детей, они их обожают. Сурового, недружелюбно настроенного корейца можно сделать своим другом, обстоятельно расспросив его о детях или внуках. Корейские матери либо вовсе не работают, либо работают неполный день, отдавая остальное время воспитанию детей.

Маленьких детей почти не журят и никогда не наказывают, им можно делать практически все, их просьбы всегда выполняются, а мама всегда следит за тем, чтобы малыш находился рядом с ней. Корейские малыши начинают учиться с 2-3 лет – чтению, счету, музыке и рисованию.

С 5-6 лет воспитание и обучение становится несколько более суровым, ведь в ребенке необходимо выработать уважение к старшим. Еще до поступления в школу детей знакомят с шестиклассниками, которые станут им старшими «братишками» и «сестренками», будут водить их в школу и помогать в ней освоиться. Поэтому корейские дети мало играют и много занимаются: почти все школьники ходят на дополнительные курсы.

Каждый корейский ребенок обязан уважать родителей и слушаться их; если он этого не делает, он будет наказан. Мать всегда подчеркивает авторитет отца, она учит детей встречать вернувшегося с работы папу у порога, помогать ему снять верхнюю одежду, забирать из рук портфель и пакеты.

Пока глава семьи не пришел домой, ужинать не садятся. Похвала отца – редкий случай в корейской семье, дети по умолчанию должны идеально себя вести и хорошо учиться. Того же требуют учителя – иное поведение карается. В корейских школах практикуются телесные Долг перед родителями в Корее считается более важным, чем долг перед государством. В школах обсуждаются сыновние и дочерние обязанности, а в университетах даже существуют специальные награды для студентов, которые особенно хорошо заботятся о своих родителях.

Многие сыновья и дочери не покидают родной дом до 30 лет, а некоторые, даже обзаведясь семьей, остаются жить вместе с родителями. Сильную и нежную привязанность корейцев к своим матерям отмечают все исследователи этой страны. У старшего ребенка в семье есть еще обязанность присматривать за младшими братьями и сестрами – часто он продолжает опекать их, даже когда они становятся взрослыми людьми.

Япония

К примеру, японцы своих детей в возрасте до 5 лет балуют, для них не существует запретов и наказаний. Однако, после «критического» возраста, ребенок попадает в условия жесткой конкуренции и отбора по заслугам.
Великобритания

Англичане, напротив, воспитывают детей в строгости, не позволяют поддаваться эмоциям, готовят к суровым реалиям жизни. Они умеренны в проявлении чувств, но полны благородства.

США

А вот американцы во многом схожи со славянами, в вопросах воспитания. Они считают, что дети должны находиться рядом с родителями, будь-то прогулка или вечеринка. В США

для этого созданы все условия, существуют даже специальные комнаты, где родители могут покормить или переодеть свое чадо.

Африка

Африканцы с давних времен носят детей собой, при помощи отреза ткани, который является прадедушкой слинга. Но это скорее необходимость, нежели способ ознакомления с окружающим миром.

Наши рекомендации