Предложите методику отбора, актуальную для избранного вида спорта
Правильное комплектование и первоначальный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд мастеров. Первоначальный отбор зависит от многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определенным видом спорта. Чаще всего речь идет об одновременном и взаимном действии многих факторов, среди которых необходимо выделить: доступность спортивного объекта (открытой площадки зала); - легкость, с которой можно приступить к созданию организованной команды; определение потенциала таланта; склонность к выбранному виду спорта; более или менее направленные влияния (зависящие от окружающих: родственников, ровесников, специалистов, которые настойчиво советуют заняться волейболом высоким мальчикам и девочкам). Более широкое сплетение факторов, влияющих на выбор вида спорта, само по себе указывает на возможности многочисленных промахов, поскольку в большей мере существует несогласованности между различными факторами, например несогласованность психофизического потенциала со склонностью к виду спорта, склонность к виду спорта и непринятие определенной спортивной группы.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе.
Отбор включает в себя несколько этапов:
1. На данном этапе проводится большая агитационная работа, с целью выявить интерес у школьников к занятиям волейболом; все учащиеся, изъявившие желание заниматься волейболом в ДЮСШ, подвергаются тщательному изучению и медицинскому контролю.
2. Этот этап наиболее сложный и ответственный. На этом этапе с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о задатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры в волейбол. К этим данным относятся: уровень развития физических способностей применительно к специфике волейболистов; способность к овладению техникой (специфические координационные способности), антропометрические данные.
Все показатели дифференцируются по их значимости для первоначального овладения специальными навыками и умениями игры и достижения высокой степени совершенства в этих навыках и умениях. На этом этапе последовательно выявляются задатки способностей, полученные при рождении, анатомо-физиологические особенности строения организма и его функциональные возможности, применительно к волейболу.
3. В полной мере судить о способностях детей к волейболу можно только, начав их обучать специальным навыкам и умениям. Основным показателем здесь служит то, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, отношение их к занятиям, трудолюбие и т.д. Это самый продолжительный этап, он может длиться от 6 месяцев до одного года.
4. Если на первых трех этапах выявились способности и склонности к волейболу вообще как виду спорта, то в дальнейшем отбор осуществляется в плане определения их игровой специализации, наиболее эффективного использования индивидуальных способностей в составе команды и т.д.
Проблема определения способностей в силу своей сложности не исчерпывается, однако комплексом перечисленных показателей, она включает в себя глубокое изучение ребенка, его роста и развития на предыдущих этапах, весьма существенное значение имеет фактор наследственности, волевая сфера и др.
Можно выделить три важнейших подсистемы отбора:
1. Спортивная ориентация, являющаяся спортивно-педагогическим процессом, включающем в себя, по меньшей мере, три подраздела: открытие талантов, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их в начальные фазы специализированной спортивной тренировки.
2. Отбор, который является процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.
3. Формирование команд, представляющее процесс организации, комплектования и сплочения спортивного коллектива.
Профессиональную некомпетентность тренеров не сможет выручить ни массовость волейбольного движения, ни упорядочивание календаря соревнований.
Весьма полезен, особенно для тренеров, работающих с детьми, раздел, описывающие физические способности волейболистов в возрастном аспекте.
Методика отбора представляет собой систему контрольных испытаний, программу наблюдений и подготовки детей, а так же прогнозирование роста.
Процесс отбора трудоемкий, длительный и состоит из нескольких этапов. В отделение волейбола принимаются дети 10-12 лет. Вся система рассчитана на этот возраст, но у школьников 10-12 лет интересы менее устойчивы, их желание заниматься волейболом основано на стихийной тяге к занятиям спортивного характера вообще, чем на прочном интересе именно к волейболу. Нельзя ориентироваться и на уровень специальных навыков, так как их индивидуальный «спортивный» опыт в этом возрасте ещё не богат.
При комплектовании учебных групп и отборе школьников для занятий волейболом в старшем возрасте можно учитывать интерес и уровень навыков, так как интересы у старших школьников более устойчивы, и они могут уже к этому времени владеть специальными навыками игры в волейбол. При этом, чем старше возраст, тем в большей степени.
Выбор, направленность и совершенствование волейболистов проводится по критериям, распространяющимся на оценки: морфологических способностей; физических и функциональных качеств; особенностей личности.
Методика отбора базируется на системе контрольных измерений и специальной программы наблюдений за действиями детей в специально подобранных играх, эстафетах. Например бег, прыжки, метание набивного мяча, передача, подача, прямой нападающий удар. Чем ближе движения к рациональной технике, тем выше оценка. Наблюдение за детьми во время игры помогает определить, как участники действуют в игровой ситуации, насколько умело и целенаправленно используют ранее приобретенные двигательные умения и навыки.
Главное внимание при отборе детей обращают на антропометрические данные, размеры конечностей, кисти, стоп ног, масса тела. Установлено, что если в 10-12 лет за ростовыми данными ученик относится к категории физического развития выше среднего, ниже среднего и т.п., то и в последующие годы, и в 17 – 18 лет он останется в той же категории. Успех отбора зависит от эффективности других составных частей, входящих в систему, и прежде всего от качества тренировки. Вопрос спортивного отбора тесно связаны с построением системы подготовки юных волейболистов. С этих позиций в отборе выделяют три момента: начальный отбор для выявления возможностей к волейболу в целом, дифференциация волейболистов за игровыми возможностями, отбор в сборные команды различного уровня и для участия в соответствующих соревнованиях. Каждая из этих трех позиций имеет определенные особенности в организации и методике.
Подвижные игры, применяемые на уроках физической культуры или в избранном виде спорта в среднем школьном возрасте. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности образования двигательных навыков в развитии физических качеств в этом возрасте.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством. Всё множество подвижных игр подразделяется на три основные группы, отличительным признаком которых является характер отношений, складывающихся в игре. Различают игры некомандные, переходные к командным и командные. В некомандных играх нет коллективной цели, каждый играющий действует независимо от других. В переходных играх появляются элементы согласования действия внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы, в которых действуют согласованно для решения отдельных частных задач.
В командных играх соревнование проходит между целыми игровыми коллективами-командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Сложность игр зависит от характера игровых взаимоотношений. Чем элементарнее эти отношения, тем проще содержание игры. Наиболее сложны по содержанию командные игры, в которых наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высоко организованная тактика действий целого коллектива. В этом отношении командные игры близки к спортивным, представляющим собой высший этап развития игровой деятельности. Знание физиологии ребёнка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Все педагоги, тренеры, врачи работу с детьми по физическому воспитанию должны строить с учётом возрастных особенностей. Особое значение имеет педагогически целенаправленное воздействие на развитие физических качеств, иначе говоря — воспитание физических качеств. Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости и гибкости представляется необходимым условием для достижения наиболее высоких результатов совершенствования каждого качества в отдельности. Гармоническое совершенствование физических качеств у детей среднего школьного возраста достигается в процессе обучения их разнообразным, доступным двигательным действиям при соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся дозировках нагрузки и отдыха. Возрастное развитие ловкости у школьников до 10 лет протекает более интенсивно по сравнению с последующими ближайшими годами жизни. Для воспитания ловкости в занятиях с учениками V—VI классов применяются метания по различным целям; прыжки в высоту и длину с разнообразными усложнениями (хлопками, ловлей мяча); упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (переноска предметов, переступание через предметы); знакомые подвижные игры с новыми вариантами правил. К проявлению быстроты движений и быстроты двигательной реакции младшие школьники мало способны. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. Способность к скоростно-силовым движениям нарастает постепенно и медленно. Например, у мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост «прыгучести» в среднем равняется лишь 2 см (по К. В. Скворцовой). У девочек способность к скоростно-силовым движениям меньше, чем у мальчиков. Воспитывая качество быстроты, следует вначале не столько совершенствовать способность детей преодолевать значительное пространство на время, сколько упражнять их в быстроте отдельных движений и двигательных реакций. Для совершенствования скоростных способностей в V— VI классах обычно проводят: темповой, но ненапряженный повторный или переменный бег с ускорениями до 40 м; бег на скорость до-60 м; эстафетный бег с этапами 40, 50, 60 м; передвижение на лыжах с многократными ускорениями; физические упражнения и игры, требующие незамедлительных двигательных реакций в усложненных, часто изменяющихся условиях; игры, близкие к спортивным, с усложнением и уточнением правил; спортивные игры. У детей среднего школьного возраста наблюдаются заметные сдвиги в нарастании силы, постепенное приспособление мышц к умеренной статической нагрузке, повышается способность производить скоростно-силовые движения. Например, годовой прирост «прыгучести» у мальчиков 10—13 лет в среднем равняется 4,3 см. Отношение величины (в кг) силы рук и туловища к весу тела прогрессивно увеличивается, способствует овладению упражнениями на снарядах. Незначительная выносливость подростков обусловливается относительно невысоким уровнем функциональных возможностей их организма. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 12 лет, составляет 65% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). У мальчиков 13—14 лет наблюдается относительное возрастное замедление роста выносливости. Выносливость у девочек-подростков ниже, чем у мальчиков. Поэтому в VII—VIII классах нагрузки, требующие выносливости учеников, должны дозироваться особенно тщательно. Воспитанию выносливости в V—VI классах способствует, например, бег в чередовании с ходьбой до 300—400 м, бег в медленном темпе до 2 мин. (для мальчиков) и до 1,5 мин. (для девочек). Такой бег лежит в основе специальной тренировки в беге на время (в пределах установленных дистанций). Для воспитания выносливости применяются также передвижение на лыжах по слабопересеченной местности по 3—3,5км (для мальчиков) и 2—3 км (для девочек), игры с продолжительными непрерывными двигательными действиями большой интенсивности. Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст, и особенно возраст 10—12 лет. Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц. У детей среднего школьного возраста оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц могут нарушаться. Поэтому в занятиях с подростками значение специальных упражнений на гибкость повышается. Проводятся упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой; упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суставы, связки и мышцы. Темп упражнений на гибкость устанавливается в зависимости от их характера и целевого предназначения (для конечностей темп чаще, чем для туловища), а также от подготовленности занимающихся.