Рекомендации по подготовке избранного вида работ.

Задание по РГР, выполняемое по курсу «Общая конфликтология» в 3 семестре, есть первый и логический этап подготовки к написанию курсовой работы по данному курсу в 4 семестре.

Соответственно, выбирая вид работы, студент должен представлять, или обсудить с преподавателем, как данный вид работы и тема, могут будут соотноситься с будущей темой курсовой работы.

Курсовая работа может быть представлена в двух вариантах:

· Теоретическая по проблеме. Привлекаемый эмпирический материал носит только иллюстративный характер. Примерные темы курсовых работ представлены во втором варианте заданий к РГР.

· Анализ социального конфликта. Теоретико-методологические подходы и теоретические положения представляют собой основания на которых анализируется эмпирический материал – конкретный социальный конфликт.

При подготовке РГР студент вправе выбрать один из трех представленных видов работ.

Что бы соотнести данные виды работ с будущими курсовыми работами, рекомендуем взглянуть темы работ в разделе «Вариант 2», но студент, изучающий данный курс может предложить свою тему. Тему можно начать разрабатывать после согласования с преподавателем по курсу.

Итоговый срок согласования темы: 10 неделя.

Время сдачи РГР: 14 неделя.

1 вариант:

Биография конфликта. (Описание конфликта)

Изложить историю формирования конфликтных отношений социально значимого и резонансного конфликта.

Работа должна содержать:

обзор основных источников, содержащих информацию и точки зрения различных сторон на конфликт. Источники должны быть систематизированы (аргументировано) по степени объективности и принадлежности к той или иной стороне конфликта.

последовательное изложение конфликта с момента формирования конфликтных противоречий и до его завершения или урегулирования настоящего времени, если конфликт не разрешен. (С использованием метода «Событийный ряд». С. Фишер «Работа с конфликтом»)

Изложить точки зрения субъектов, участников конфликта на сложившуюся конфликтную ситуацию (с их аргументацией), динамику их изменений (если наблюдалась)в ходе конфликта. Важнейший критерий изложения биографии конфликта – объективность и эмоциональная нейтральность.

2 вариант:

Аналитический обзор российской, зарубежной литературы по следующим темам:

1. Урегулирование разрешение и трансформация конфликта: демаркация понятий.

2. Угроза идентичности как источник конфликта.

3. Структурное насилие и конфликтность в современном российском обществе: социально-политический контекст.

4. Структурное насилие и конфликтность в современном российском обществе: социально-экономический контекст.

5. Культурное насилие и конфликтность в современном российском обществе.

6. Насилие и ненасилие как теоретические концепты в конфликтологии.

7. Ненасилие как стратегия и инструмент социального протеста.

8. Культура как фактор конфликта.

9. Гендерные аспекты современных социальных конфликтов.

10. Гендерные особенности поведения в конфликтах.

11. Гендерные стереотипы и насилие в семье

12. Защита прав человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов.

13. Формы общественного (гражданского) участия как институциональные механизмы конфликторазрешения.

14. Общественное участие как механизм конфликторазрешения.

15. Роль и место конфликта в теориях социальных изменений.

16. Конфликт как устойчивое состояние объединения взаимодействующих индивидов.

17. Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях

18. Конфликт как особый способ взаимодействия субъектов.

19. Исторические формы преодоления зависимости.

20. Конфликтное пространство: границы, факторы расширения и ограничения.

21. Формы институционализации конфликта и конфликтного пространства (анализ кейса).

22. Институциональные и неинституциональные конфликты (анализ кейса)

23. Социальные формы конфликтного сознания (н-р: анархизм, коммунизм, либерализм, консерватизм и т.д)

24. Социальные формы конфликтного поведения (н-р: агрессия, насилие и т.д)

25. Конфликтологические аспекты формирования толерантного мышления.

26. Особенности конфликтологического анализа действительности и его эвристический потенциал.

Возможно согласование тем, предлагаемых студентами.

3 вариант:

Перевод и реферирование литературы на английском языке по проблематике конфликта, конфликторазрешения.

Может представлять собой:

монографическое реферирование, т.е. реферирование одной статьи (в случае, если объем статьи превышает 12 стр.)

обзорное реферирование (в случае, если статьи объемом 5-12 страниц).

Рекомендации по подготовке избранного вида работ.

Монографический реферат

Реферат определяет целесообразность обращения к тексту-источника. В обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Модель монографического реферата:

1. Вступление.

Задачи типового вступления:

1) дать исходные данные (название исходного текста, где опубликован, в каком году);

2) сообщить сведения об авторе (фамилия, ученые степень и звание, если есть);

3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написанием.

2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше.

Задачи типового анализа:

1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти вопросы

представляются наиболее важными и интересными автору реферата);

2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская

иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие;

3) выразить свое мнение по поводу суждений автора исходного текста.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами.

Обзорный реферат

При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения.

Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций. Каждая статья (книга) в таком случае представляет собой отдельную микротему.

Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнения микротем, либо с позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на данную проблему.

Чтобы написать реферат-обзор, придерживайтесь следующих

правил:

1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорного

реферирования. Сформулируйте объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)

2. Составьте план реферата.

3. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.

4. Определите:

а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и

языковые средства для вашего реферата;

б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;

в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех тек-

стах.

5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:

а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие ос-

новную информацию, при необходимости произведите в них возможные

сокращения или трансформации;

б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено

четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;

в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативных

блоков выберите тот его вариант, где основная информация выражена

полнее и более экономными языковыми средствами.

6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с

составленным планом.

Аналитические обзор литературы по теме

Автор должен продемонстрировать знание того, что было известно ещё до него. Наиболее прямой метод демонстрации этого – полный обзор литературы в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами.

Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявления, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

Обнаруженные Вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы для обоснования целей эмпирического исследования.

Аналитический обзоp пpедполагает указание на пpотивоpечия в понимании пpиpоды изучаемого явления. Даётся собственная оценка автоpом курсовой pаботы своего видения пpоблемы, её отдельных стоpон.

Использование (а тем более заимствование текста учебника) при написании курсовой работы совершенно не допустимо.

Аналитический обзор заканчивается уточнением задач исследования, более чёткой фоpмулиpовкой гипотезы исследования. Первоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почеpпнутых из источников литературы. Кpоме того, аналитический обзоp может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбpанной пpоблемы.

Наши рекомендации