Требования государственного стандарта к содержанию курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Биробиджанский государственный педагогический институт

ПЕДАГОГИКА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Биробиджан

Печатается по решению редакционно-издательского совета Биробиджанского государственного педагогического института.

Шафранова О.Е. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии БГПИ. Педагогика: Учебно-методическое пособие. – Биробиджан, 2002. – 75 с.

Учебно-методическое пособие по педагогике предназначено для студентов педагогических вузов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей данного курса.

Рецензенты: Николаева Н.С.- к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии БГПИ.

Абраменко Н.Ю. - заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1 г.Биробиджана.

© Биробиджанский государственный педагогический институт, 2002

© Шафранова Ольга Евгеньевна, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Содержание данного курса определяется новым государственным стандартом и построено в соответствии с современными тенденциями развития педагогической науки.

Пособие разработано для организации и осуществления изучения второго этапа курса «Педагогика», который включает в себя следующие разделы: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогика межнационального общения».

Целью данного курса является подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего основами педагогического мастерства.

Основные задачи курса:

- формирование у студентов педагогического вуза системы знаний о целях, задачах, содержании и технологии осуществления воспитательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы;

- осознание значимости изучения проблем современной социальной педагогики;

- обучение студентов практическим навыкам и умениям, связанным с анализом, проектированием и конструированием учебного процесса и воспитательной работы в гетерогенных группах учащихся.

Все разделы курса «Педагогика», изучаемые на данном этапе, интегрированы в единый блок, позволяющий наиболее полно представить основные подходы к воспитанию школьников в условиях современной системы образования России. Это, в свою очередь, предполагает развитие творческого мышления студентов через освоение различных позиций и концепций в контексте интеграции содержания различных педагогических дисциплин.

В рамках предложенного курса представлена тематика и основное содержание лекций, которые, в связи с изменением направленности и методики проведения лекционно-семинарских занятий, могут быть представлены как в виде классической лекции, так и в виде лекции-обозрения, лекции-деловой игры, лекции-диалога, лекции- брифинга и т.д.

Кроме того, наряду с теоретическими занятиями определена система семинарских, практических и лабораторных занятий, которые призваны:

- способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проективных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей;

- создавать условия к овладению студентами педагогической техникой и режиссурой ведения внеклассной работы;

- помогать проявлять будущим учителям навыки эффективного взаимодействия со школьниками разной степени воспитанности, воспитуемости, обученности и обучаемости.

Руководствуясь принципом свободного выбора, авторы предлагают по ряду тем курса как лекционные занятия, так и несколько вариантов семинарских, практических и лабораторных занятий. При этом за преподавателем оставляется право выбирать форму занятий в зависимости от объективных обстоятельств (количества часов, отведенных на данный курс, уровня подготовленности группы и пр.).

Кроме аудиторных занятий, в рамках курса предусмотрена самостоятельная работа студентов, направленная на овладение научными знаниями и практическими умениями и навыками как под руководством преподавателя, так и без него. При этом управление СРС предполагает формулировку основных заданий и проблем, вынесенных на самостоятельное изучение, задания-практикумы для развития необходимых умений и навыков, сроки консультаций, а так же формы и сроки контроля. Данное пособие содержит в себя ряд заданий, которые могут быть вынесены в качестве самостоятельной работы студентов. Количество и содержание таких заданий может варьироваться преподавателем по его желанию.

Кроме того, в пособии представлены темы курсовых работ по проблемам данного блока, и экзаменационные вопросы для итоговой аттестации по второму этапу изучения курса «Педагогика», краткий словарь педагогических терминов, список рекомендованной литературы.

Пособие имеет также ряд приложений, содержащих методические рекомендации для преподавателей и студентов, дополнительный материал по темам курса, схемы и таблицы.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА

Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Социальная педагогика. Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Педагогика межнационального общения.Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.


ТЕМА Аудиторные занятия
Лекции Семинарско-практические занятия
1. Сущность и содержание процесса воспитания Х Х
2. Человек как предмет воспитания Х Х
3. Общие закономерности и принципы процесса воспитания Х Х
4. Базовые теории воспитания личности Х Х
5. Способы воспитательного воздействия на человека Х Х
6. Основные средства воспитания. Х Х
7. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт Х Х
8. Технология педагогического общения Х Х
9. Теоретические основы социальной педагогики Х Х
10. Человек в процессе социализации Х Х
11. Социальное воспитание в воспитательных организациях Х Х
12. Развитие и социализация личности в семье Х Х
13. Воспитание в семье Х Х
14. Научные основы коррекционной педагогики Х Х
15. Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии Х Х
16. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения школьников Х Х
17. Коррекция социальной и педагогической запущенности детей Х Х
18. Современные технологии воспитания Х Х
19. Проблемы межнационального общения Х Х

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наши рекомендации