Требования государственного стандарта к содержанию курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Биробиджанский государственный педагогический институт
ПЕДАГОГИКА
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Биробиджан
Печатается по решению редакционно-издательского совета Биробиджанского государственного педагогического института.
Шафранова О.Е. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии БГПИ. Педагогика: Учебно-методическое пособие. – Биробиджан, 2002. – 75 с.
Учебно-методическое пособие по педагогике предназначено для студентов педагогических вузов очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей данного курса.
Рецензенты: Николаева Н.С.- к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии БГПИ.
Абраменко Н.Ю. - заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1 г.Биробиджана.
© Биробиджанский государственный педагогический институт, 2002
© Шафранова Ольга Евгеньевна, 2002
ВВЕДЕНИЕ
Содержание данного курса определяется новым государственным стандартом и построено в соответствии с современными тенденциями развития педагогической науки.
Пособие разработано для организации и осуществления изучения второго этапа курса «Педагогика», который включает в себя следующие разделы: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогика межнационального общения».
Целью данного курса является подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего основами педагогического мастерства.
Основные задачи курса:
- формирование у студентов педагогического вуза системы знаний о целях, задачах, содержании и технологии осуществления воспитательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы;
- осознание значимости изучения проблем современной социальной педагогики;
- обучение студентов практическим навыкам и умениям, связанным с анализом, проектированием и конструированием учебного процесса и воспитательной работы в гетерогенных группах учащихся.
Все разделы курса «Педагогика», изучаемые на данном этапе, интегрированы в единый блок, позволяющий наиболее полно представить основные подходы к воспитанию школьников в условиях современной системы образования России. Это, в свою очередь, предполагает развитие творческого мышления студентов через освоение различных позиций и концепций в контексте интеграции содержания различных педагогических дисциплин.
В рамках предложенного курса представлена тематика и основное содержание лекций, которые, в связи с изменением направленности и методики проведения лекционно-семинарских занятий, могут быть представлены как в виде классической лекции, так и в виде лекции-обозрения, лекции-деловой игры, лекции-диалога, лекции- брифинга и т.д.
Кроме того, наряду с теоретическими занятиями определена система семинарских, практических и лабораторных занятий, которые призваны:
- способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проективных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей;
- создавать условия к овладению студентами педагогической техникой и режиссурой ведения внеклассной работы;
- помогать проявлять будущим учителям навыки эффективного взаимодействия со школьниками разной степени воспитанности, воспитуемости, обученности и обучаемости.
Руководствуясь принципом свободного выбора, авторы предлагают по ряду тем курса как лекционные занятия, так и несколько вариантов семинарских, практических и лабораторных занятий. При этом за преподавателем оставляется право выбирать форму занятий в зависимости от объективных обстоятельств (количества часов, отведенных на данный курс, уровня подготовленности группы и пр.).
Кроме аудиторных занятий, в рамках курса предусмотрена самостоятельная работа студентов, направленная на овладение научными знаниями и практическими умениями и навыками как под руководством преподавателя, так и без него. При этом управление СРС предполагает формулировку основных заданий и проблем, вынесенных на самостоятельное изучение, задания-практикумы для развития необходимых умений и навыков, сроки консультаций, а так же формы и сроки контроля. Данное пособие содержит в себя ряд заданий, которые могут быть вынесены в качестве самостоятельной работы студентов. Количество и содержание таких заданий может варьироваться преподавателем по его желанию.
Кроме того, в пособии представлены темы курсовых работ по проблемам данного блока, и экзаменационные вопросы для итоговой аттестации по второму этапу изучения курса «Педагогика», краткий словарь педагогических терминов, список рекомендованной литературы.
Пособие имеет также ряд приложений, содержащих методические рекомендации для преподавателей и студентов, дополнительный материал по темам курса, схемы и таблицы.
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА
Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Социальная педагогика. Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Педагогика межнационального общения.Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.
№ | ТЕМА | Аудиторные занятия | |
Лекции | Семинарско-практические занятия | ||
1. | Сущность и содержание процесса воспитания | Х | Х |
2. | Человек как предмет воспитания | Х | Х |
3. | Общие закономерности и принципы процесса воспитания | Х | Х |
4. | Базовые теории воспитания личности | Х | Х |
5. | Способы воспитательного воздействия на человека | Х | Х |
6. | Основные средства воспитания. | Х | Х |
7. | Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт | Х | Х |
8. | Технология педагогического общения | Х | Х |
9. | Теоретические основы социальной педагогики | Х | Х |
10. | Человек в процессе социализации | Х | Х |
11. | Социальное воспитание в воспитательных организациях | Х | Х |
12. | Развитие и социализация личности в семье | Х | Х |
13. | Воспитание в семье | Х | Х |
14. | Научные основы коррекционной педагогики | Х | Х |
15. | Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии | Х | Х |
16. | Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения школьников | Х | Х |
17. | Коррекция социальной и педагогической запущенности детей | Х | Х |
18. | Современные технологии воспитания | Х | Х |
19. | Проблемы межнационального общения | Х | Х |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА