Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы

Директор филиала КГУ

в г. Набережные Челны

__________А.Н. Макаров

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«культурология»

Цикл _____________ ГСЭ _________________________________________

Специальность: «Юриспруденция»

Принята на заседании кафедры _социальных и гуманитарных дисциплин___

название кафедры

(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)

Заведующий кафедрой ____ (Бессонова Т.В.)

Утверждена Учебно-методической комиссией __________________________

название факультета

факультета КГУ (протокол № _____ от «____»____________ 200__ г.)

Председатель комиссии

_____________________________ (И.О.Фамилия)

Методические указания

Рабочая программа дисциплины «культурология»

Предназначена для студентов 1, 2 курсов юридического факультета очной и заочной формы обучения (на базе среднего, средне-профессионального и по специальности: «Юриспруденция»

АВТОР:Терешина Е.П., канд. истор. наук.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

В настоящее время значительно возросла роль образовательной культуры во всех сферах общественной жизни. Преподавание дисциплины «Культурология» призвано обеспечить осознание студентами роли культуры во всемирно-историческом процессе, особенностей менталитета народов мира и их духовной культуры; овладение студентами на примере истории культуры России и культуры своего народа навыками аналитической работы: установление причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование; формирование умений обосновать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и современному развитию мировой и отечественной культуры

Рабочая программа по курсу «Культурология» предназначена для студентов 1-го курса дневной и заочной формы обучения обучающихся по специальности «Юриспруденция» филиала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны, и отражает требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,
ЗАВЕРШИВШЕГО ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «культурология»:

В процессе гуманитарного образования помочь студентам сориентироваться в мире ценностей и обратиться к подлинно жизненным интересам.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение по предмету.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

1.Понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

2.Иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

3.Знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, достижения культуры в XX веке;

4. Понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Форма обучения: очная, заочная

Количество семестров:1

Форма контроля: зачет

Очная форма обучения

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов  
1. Всего часов по дисциплине
2. Самостоятельная работа
3. Аудиторных занятий
  в том числе лекций
  семинарских (или лабораторно-практических) -

Заочная форма обучения

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов  
1. Всего часов аудиторных занятий
2. Лекции
3. Семинары -
Самостоятельная работа
5. Всего часов по дисциплине

Содержание дисциплины

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

  Структура и состав современного культурологического зна­ния. Культурология и философия культуры, социология куль­туры, культурная антропология. Культурология и история куль­туры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиден­тичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитар­ная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культу­ры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции куль­турной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и гло­бальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.  

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование разделов и тем Колич-во лекций
одо озо
11. Структура и состав современного культурологического зна­ния. Основные понятия культурологии. Культура как предмет научного анализа. Культура как предмет научного анализа. Основные подходы к пониманию феномена культуры: «натуралистический», «общественно-исторический», «социологический», «символический». Историческая наука о культуре; философия о культуре, специальное знание о культуре (социология, этнопсихология и социальная психология, этнография, искусствоведение, языкознание). Эволюция понятия культуры в истории человечества. Морфология культуры как структура, форма, строение культуры. Культурная статика и культурная динамика как системообразующие понятия, позволяющие представить внутреннюю структуру культуры. Культурная статика характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости.Культурная динамикарассматривает культуру как процесс в движении и изменении. Структурные элементы и функции культуры.Функции культуры: гуманистическая, трансляции социального опыта, познавательная, регулятивная, семиотическая или знаковая, ценностная. Формы существования культуры. Духовная и материальная культура. Культура как способ жизни (поведения). Культура как средство общения между людьми.Язык и символы культуры. Роль языка в развитии культуры. Язык как фундамент развития культуры, как символическая форма. Язык как главный инструмент познания и освоения внешнего мира, и как основное средство общения людей. Обмен информацией в культуре посредством знака, образа, символа. Простейшие символы культуры - круг, крест, треугольник, волнистая линия; и более сложные - рука, глаз, дом; и еще более сложные - обряды. Символ как ключ в человеческий мир культуры.Культурныекоды как система условных обозначений, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.Межкультурныекоммуникации как форма связи, процесс сообщения информации с помощью специальных средств. Культурная картина мира как совокупность представлений о мире, о человеке, о характере связей между ними. Социальные институты культуры как определенная форма организации социокультурной деятельности и отношений, воплощающая в себе нормы, правила жизнедеятельности и поведения людей.    
22. Культура и цивилизация. Трактовка понятий культура и цивилизация в культурологической мысли. Основные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации.Теории локальных культур и цивилизаций. А.Тойнби. О.Шпенглер. Н.Я.Данилевский. П.Сорокин. Классификация цивилизации. Основные стадии цивилизации: аграрно-традиционная (характерная для рабовладельческого и феодального общества), индустриальная (связанная с капитализмом), постиндустриальная (связана с НТР и высокими технологиями, характеризует информационное общество). Глобальная цивилизация (мировая, континентальная); национальная цивилизация; региональная цивилизация. Западная и восточная цивилизация. Техногенная (характерная для Западной Европы) и психогенная (для восточных стран) цивилизации. Наиболее важные признаки и черты цивилизации. Роль технологии в развитии цивилизации. Стремление к всеобщности и универсальности. Роль новейших технологий в процессе создания единой всемирной цивилизации. Относительная независимость культуры от цивилизации как средство сохранения равновесия между ними, избежание стагнации общественного развития, сохранения и развития духовного и нравственного начала. Самоценность культуры. Необходимость существования и сохранения национальной самобытности и оригинальности культуры, ее неповторимости и уникальности. Значение критического и творческого начала в культуре.      
43.   Культурная модернизация. Культура постмодернизма как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм как утрата веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. Проявления постмодернизма в каждой конкретной области. Отвержение поиска нового, эксперимента, и предпочтение произвольного смешения стилей прошлого. Постмодернизм как образ жизни. Духовная деградация личности. Потеря интереса к целям как к великим и возвышенным, так и к скромным. Отказ от прежних нравственных норм и ценностей. Культ чувственных и физических наслаждений. Отказ от самоограничения и аскетизма. Предпочтение жить одним днем, не задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Профессиональный и финансовый успех как главная ценность постсовременного человека. Ожидание успеха не в конце жизни, а как можно раньше. Неофатализм как мировоззрение постсовременного человека. Мода как определяющее ядро не только культуры, но и всей постсовременной жизни. Театрализация всех областей жизни. Постмодернизм как ступенька человечества на пути познания. Постмодернизм как возможность научиться устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.
54. Типология культур. Основные научные подходы к типологии культуры (хозяйственно-культурный подход; этнолингвистический подход; историко-этнографический подход; исторический подход и теория общественно-экономических формаций; теория идеальных, абстрактных типов культур). Мировая и национальная культура. Субкультура как система ценностей и правил поведения у различных групп общества. Молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, городская и сельская субкультура и т.п. Субкультура как не основная, неглавная, подчиненная культурная система. Элитарная, народная и массовая культура как три формы культуры в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки «массовой» культуры. Философские основы массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуре. Массовая (общедоступная) культура как поверхностная, упрощенная, обедненная и лишенная подлинной духовности культура. Кризис духовности в современном обществе. Угроза бездуховной современной культуры. Обращение к религии как один из путей возрождения духовности. Культура личности, нации, человечества.Ценности, нормы,обряды,ритуалы, традиции, культурные образцы. Понятие о культурно-исторических типах.Восточные и западные типы культур. Восточные культуры как одни из самых древних на земле. Древнеегипетская, шумерская, вавилонская, аккадская, древнеиндийская, древнекитайская, японская культуры с удивительными культурными системами. Типичные черты восточных культур: повышенный традиционализм, медленные темпы развития; наличие неклассического рабства; долгое сохранение прочных внутриобщинных связей и норм жизни; наличие деспотических форм правления, особая роль крупных рек в их становлении и развитии. Античная культура как основоположница западноевропейской культуры. Античный тип культуры как антипод древневосточных культур. Культурологические аспекты мировых религий. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Индо-буддийский тип культуры. Христианская культура как крупнейший шаг в развитии культуры человечества. Христианский тип культуры. Мир исламской культуры. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина мира. Специфические и «серединные» культуры. «Локальные» или национальные культуры как промежуточный этап на пути к мировой культуре. Мировая культура как воплощение общечеловеческих ценностей.  
65. Место и роль России в мировой культуре. Особенности формирования российской культуры. Система ценностей русской культуры. Традиции русской духовности. Тенденции русской культуры «золотого» и «серебряного» веков. Русская культура XIX века и ее мировое признание. Основные проблемы и задачи в деле сохранения культурного наследия России на современном этапе. Возрождение религиозных корней, религиозного начала русской культуры. Сохранение русских усадеб как родников высокой и глубокой духовности. Возрождение и развитие малых городов. Возрождение народных художественных промыслов и ремесел.  
6. Культура и природа. Культура и общество. Роль природы в становлении культуры. Осмысление взаимодействия природы и культуры в работах современных авторов. Образ природы в истории культуры. Природа и культура как главные и непременные условия существования культуры. Природа как обеспечение физического существования человека. Культура - «вторая природа» - как обеспечение существования собственно человеческого, как помощь человеку в становлении интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личности. Природа как накопление, сохранение и передача генетической памяти человека. Культура как сохранение и передача социальной памяти. Необходимость сохранения культуры и сохранения природы. Экология и экологическая культура. Неотделимость экологии природы от экологии культуры. Нарушение экологии - угроза генетическому коду человека, вырождение человека. Нарушение экологии культуры - разрушение личности человека, его деградация. Отношения общества с природой через современные технологии. Роль общественных, научных организаций в деле охраны природного и культурного наследия. Советское и Российское законодательство об охране памятников искусства и старины, об охране природы и об организации природных и исторических заповедников.    
87.   Культура и глобальные проблемы современности. Тенденции культурной универсализации в мировомсовременномпроцессе. Мировая культура как объединение лучших достижений национальных культур, но не их слияние и взаиморастворение. Национальная культура как часть мировой культуры с сохранением своей самобытности и уникальности. Современныетенденции к нивелированию, усреднению и однообразию культур, к созданию некоей единой и универсальной культуры. Возможность утраты богатства культурного многообразия. Культурный универсализм. Проблемы культуры в постиндустриальном обществе. Глобальные проблемы современности и кризис современной культуры. Глобализация, т.е. возрастающая целостность мира. Глобализация как признакначала формирования единой планетарной цивилизации. Формирование системы всемирного хозяйства с «разделением труда» между странами и континентами. Возрастание роли региональных экономических союзов (таких, как Европейский союз); укрепление авторитета международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); интенсивный обмен культурными ценностями и научными знаниями и др.Глобализация культуры и стирание национального своеобразия как в сфере средств производства, так и предметов потребления. Общемировой характер проблем, противоречий и конфликтов в свете глобализации всех сфер жизнедеятельности современного общества. Военные конфликты в XX веке. Гонка вооружений. Угроза ядерного конфликта; увеличивающийся разрыв в уровнях материального благосостояния развитых и развивающихся стран; демографический рост на фоне возрастающего дефицита природных ресурсов; мутационные процессы как следствие плохой экологии и отсутствия естественных природных регуляторов (естественного отбора). Техника как фактор кризиса культуры. Протест против определенных достижений научно-технического прогресса (атомной энергетики, химической промышленности и т.п.) как своеобразная реакция на кризис культуры. Два возможных варианта решения глобальных проблем, две альтернативные стратегии выхода из сложившейся ситуации: «романтическая» (жить в единстве с природой и по ее законам) и «прогрессистская» (видит панацею в дальнейшем развитии общества, в научно-техническом прогрессе, в силе человеческого разума и интеллекта). Решение проблемы мутогенеза в рамках искусственной регуляции (развитие генной инженерии, отслеживание наследственной патологии, консервирование клетки, клонирование). Оценка и прогнозирование данных злоупотреблений. Сохранение культуры как одна из глобальных проблем современности.    
98.   Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культура - неотъемлемое свойство человека. Критерии и модели культурного человека (Эпоха античности. Платоновская модель; эпоха Возрождения. Гуманистическая модель; Эпоха нового времени XYIII в. Профессиональное знание; Эпоха XX в. Профессионализм, общая культура, планетарное мышление, культурный плюрализм). Роль образования в культурном мире человека. Обучение и воспитание в древних культурах. Античная и средневековая системы образования. Образование в культуре конца XYII и XYIII вв. Социализация как одна из функций культуры. Социализация как человекотворчество, то есть формирование и воспитание человека. Социализация как приобщение человека к миру культуры, к принятым в данной культуре и обществе системам ценностей и норм. Социализация как процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому. Культурное наследование как содержание процесса социализации. Культура как социальная и интеллектуальная память человечества. Необходимость освоения накопленного социального опыта. Этапы социализации. Процесс социализации как процесс передачи культуры, передачи и усвоения ценностей, норм, верований, правил и идеалов определенными группами или поколениями.      
  Итого:

4. Учебно-методические материалы:

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мое представление о культуре.

2. Общество и мир культуры.

3. История становления культурологического знания.

4. Материальная и духовная культура.

5. Культурный человек.

6. О науке культурологии.

7. Восток и Запад: противостояние или диалог культур?

8. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевс­кого.

9. Историко-культурная типология О. Шпенглера.

10. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

11. Теория культуры и культурных типов П Сорокина.

12. Культурологические идеи Н.А. Бердяева.

13. Природа и культура.

14. Типология цивилизаций.

15. Россия в системе Восток - Запад.

16. Массовая и элитарная культура.

17. Народная и национальная культуры.

18. Религия как способ хранения и передачи общечелове­ческих ценностей.

19. Искусство и религия.

20. 21.Религиозная культура.

21. Нравственная культура.

22. Цивилизация. Культура и цивилизация.

23. Цивилизованное и нецивилизованное общество. Понятие цивилизованности.

24. Исторические типы культур.

25. Культура Древнего Востока.

26. Культура Древнего Египта.

27. Культура Древнего Китая.

28. Индийская культура.

29. Культура античности.

30. Христианская культура.

31. Ислам - самая молодая из мировых религий.

32. Культура Западной Европы в средние века.

33. Романский и готический стили европейской культуры.

34. Культура западно-европейского Возрождения.

35. Великие гуманисты Возрождения: А. Данте, Д. Пет­рарка, Д. Боккаччо, Н. Макиавелли, Э. Роттердамский.

36. Изобразительное искусство Италии. Леонардо да Вин­чи, Рафаэль, Микеланджело.

37. Русская культура, ее традиции и судьбы.

38. Древнерусская культура.

39. Идеи национальных культур и современность (Украинская, грузинская татарская или другая культура).

40. Русская икона.

41. Толстой и вопросы культуры.

42. Соловьев и идея всеединства.

43. Русская интеллигенция: идеи и судьбы.

44. Культура: классовое и общечеловеческое.

45. Основные направления культурологии XX века.

46. Молодежные субкультуры: истоки и сущность.

47. Основные направления современных субкультур.

48. Антитоталитаризм современной молодежной контркультуры.

49. В. Вернадский: учение о ноосфере.

50. А. Чаянов: концепция крестьянской цивилизации.

51. Роман Е. Замятина «Мы» и критика культуры тоталитаризма.

52. Антиутопия Дж. Оруэлла«1984».

53. Современная культура. Метакультура.

54. Культурологические проблемы сегодня.

55. .Культурология будущего: сущность и проблемы

56. Культура деловых отношений

Наши рекомендации