Методические рекомендации для студентов
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Семинар — это коллективное обсуждение наиболее важных и сложных вопросов заданной темы под руководством преподавателя.
2. По форме проведения эти занятия могут быть организованы как беседа по заранее предложенным вопросам, подготовка докладов или рефератов.
3. Каждому студенту предоставляется возможность выступить с подготовленным сообщением, сделать дополнение или принять участие в анализе выступлений остальных присутствующих.
4. При подготовке выступления следует учесть логику изложения, аргументированность доказательств, временной регламент.
5. Подготовка к занятию начинается с изучения рекомендованной литературы, ее конспектирования, составления аннотации, т. е. небольшого связного описания содержания, написания тезисов, т. е. кратко сформулированных мыслей изучаемого материала, рецензии, т. е. критической оценки изучаемого материала, и т. д.
2.2. СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
1. Чем отличается этот вид занятия от других?
2. В чем сложности его организации?
3. Как организовать подготовку студентов к данному семинарскому занятию?
4. Оправдана ли такая структура практического занятия?
5. Какими еще способами можно организовать данное занятие?
6. Как наилучшим способом провести анализ работы студентов?
7. На что необходимо обратить внимание студентов во время подготовки к данному занятию?
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
I.Во время работы над заданиями безмашинного программированного обучения необходимо учитывать, что
— расчленение учебного материала должно быть осуществлено на небольшие составные части;
— нужно обязательно продумать вариант инструкции-предписания учащимся для выполнения вашей программы;
— важно помнить о системе заданий по проверке усвоения каждой части программы;
— нужно дать учащимся информацию о правильности ответов.
II. Во время работы над заданиями проблемного характера продумайте:
1. Различные приемы создания проблемной ситуации:
— преднамеренное столкновение знаний, представлений учащихся и требований задачи;
— столкновение двух или нескольких взглядов на сущность изучаемого вопроса;
— постановка вопроса такимобразом, чтобы для ответа на него требовалась перестройкаили новая аргументация имеющихся знаний.
2. Систему постановки вопросов с точки зрения их познавательной функции:
— позиционные (Как бы вы поступили?);
— вопросы-предложения (Почему… хотя…; Если… то почему?);
— вопросы-альтернативы (сложный вопрос с соединительным союзом или);
— по составу простые или сложные (союзы и—или, если—то);
— в логическом плане — открытые, обладающие неоднозначным смыслом {что? в чем?);
— закрытые, требующие точного ответа (да, нет).
3. Типы заданий, реализуемые в проблемной ситуации:
«открыть», «обнаружить», «изобрести» (В. Оконь).
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Выберите технологию планирования уроков внутри темы (традиционную, лекционно-семинарскую, систему блочно-модульного планирования или метод проектов и т. д.).
2. Распределите поэтапно изучение темы в соответствии с логикой формирования и развития знаний, умений, навыков учеников.
3. Преобразуйте учебный материал в зависимости отегосложности.
4. Определите вид планируемых занятий.
5. Продумайте разумную наглядность. Не переусердствуйте, помните о правиле, предложенном П. Ф. Каптеревым: «Наглядность при обучении может быть прилагаема в разумных формах. Полная наглядность, половинная и наглядность умственная, или по памяти» («Теория наглядного обучения»),
6. При планировании задания для учащихся помните о том, что варианты домашней работы направлены не только на репродуктивное воспроизведение материала, но и на развитие самостоятельности, познавательной активности школьников.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Определите количественный состав слушателей, вид консультации.
2. Дифференцируйте тему консультации в рамках предложенной проблемы.
3. Вычлените опорные моменты в содержании материала. Составьте план консультации.
4. Отберите соответствующую литературу.
5. Наметьте вопросы для активизации слушателей во время консультации.
6. Подготовьтесь к ответам на предлагаемые вопросы со стороны слушателей. Для этого хорошо выучите текст консультации, постарайтесь выделить в содержании спорные позиции разных исследователей, выберите для себя определенную точку зрения, подберите факты, примеры ее аргументации, подберите дополнительную литературу, в которой можно найти ответ на поставленный слушателем вопрос.
7. Настройте себя психологически на предстоящую консультацию: продумайте этикетные обращения к аудитории, отрегулируйте язык жестов, не забудьте об интонационной выразительности.
2.6. ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И НА НАЛИЧИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.6.1. Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию(Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.— М., 1994.— С.116—119).
Инструкция:
Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя сокурсникам по этой карте. Сравните результаты. Сделайте выводы.
1.Мотивационный компонент (9—81 очко)
1. Осознание личной и общественной 123456789
значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
2. Наличие стойких познавательных 123456789
интересов в области педагогики и психологии
3. Чувство долга и ответственности 123456789
4. Любознательность 123456789
5. Стремление получить высокую 123456789
оценку своей самообразовательной деятельности
6. Потребность в ППСО 123456789
7. Потребность в самопознании 123456789
8. Ранговое место ППСО среди наиболее значимых для вас видов деятельности 123456789
9. Уверенность в своих силах 123456789
2 Когнитивный компонент (6—54 очка)
1. Уровень общеобразовательных знаний 123456789
2. Уровень общеобразовательных умений 123456789
3. Уровень педагогических знаний и умений 123456789
4. Уровень психологических знаний 123456789
5. Уровень методических знаний и умений 123456789
6. Уровень специальных знаний 123456789
3. Нравственно-волевой компонент (9— 81 очко)
1. Положительное отношение к процессу учения 123456789
2. Критичность 123456789
3. Самостоятельность 123456789
4. Целеустремленность 123456789
5. Воля 123456789
6. Трудоспособность дело до конца 123456789
7. Умение доводить начатое 123456789
8. Смелость 123456789
9. Самокритичность 123456789
4. Гностический компонент (17—153 очка)
1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи 123456789
2. Гибкость и оперативность мышления 123456789
3. Наблюдательность 123456789
4. Способность к педагогической деятельности 123456789
5. Способность к синтезу и обобщению 123456789
6. Креативность и ее проявления в педагогической
деятельности 123456789
7. Память и ее оперативность 123456789
8. Удовлетворение от общения 123456789
9. Умение слушать 123456789
10. Умение владеть разными типами 123456789
11. Умение вкладывать определенное содержание 123456789
12. Умение доказывать, обосновывать суждения 123456789
13. Умение систематизировать, классифицировать 123456789
14. Умение увидеть противоречия и проблемы 123456789
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации 123456789
16. Способность отказаться от устоявшейся идеи 123456789
17. Независимость суждений 123456789
5. Организационный компонент (7~ 63 очка)
1. Умение планировать время 123456789
2. Умение планировать свою работу 123456789
3. Умение перестраивать систему деятельности 123456789
4. Умение работать в библиотеках 123456789
5. Умение ориентироваться в классификации источников 123456789
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации 123456789
7. Умение владеть различными приемами фиксации
прочитанного 123456789
б. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5— 45 очков)
1. Самооценка самостоятельности
собственной деятельности 123456789
2. Способность к самоанализу и рефлексии 123456789
3. Способность к самоорганизации и мобилизации 123456789
4. Самоконтроль 123456789
5. Трудолюбие и прилежание 123456789
7. Коммуникативные способности (5— 45 очков)
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег 123456789
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности 123456789
3. Способность организовать самообразовательную
деятельность других 123456789
4. Способность отстаивать точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий 123456789
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности 123456789
2.6.2. Шкала-опросник на определение уровня сформированности отношений учителя к педагогической деятельности в ее основных характеристиках (Ходусов А. Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования.— М.; Курск, 1997.— С. 336—338.)
Уважаемый коллега! Мы просим внимательно прочитать и оценить предложенный вам текст. В нем в строгом порядке расположены компоненты структуры педагогической деятельности педагога. Каждому компоненту соответствует определенная группа рабочих функций, а также педагогических способностей, как индивидуальной формы отражения структуры педагогической деятельности. Оцените меру значимости рабочих функций и развитости педагогических способностей для себя, в своей индивидуальной педагогической деятельности. Для этого по пятибалльной шкале поставьте оценки значимости функций и развитости педагогических способностей в педагогической деятельности. При оценке имеется в виду, что балл 5 означает, что данный компонент и способности важны в любой педагогической ситуации и определяют решение практической задачи деятельности, балл 4 — данный компонент и способности почти всегда определяют решение практической задачи деятельности, балл 3 — в одинаковой степени данный компонент и способности могут влиять, а могут и не влиять на решение практической задачи педагогической деятельности, балл 2 — компонент и способности очень редко способствуют решению практической задачи деятельности, балл 1 — компонент и способности не решают никакой практической задачи педагогической деятельности (в каждой точке справа обведите кружочком нужную цифру). Затем укажите один из восьми перечисленных в опроснике компонентов деятельности учителя, который, по вашему мнению, определяет творческое содержание этой деятельности. Для этого отметьте слева знаком «+» ту цифру, под которой находится определенный вами компонент деятельности.
1. Конструктивный компонент: 54321
отбор и композиция учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с планированием и построением педагогического процесса, планированием структуры действий учащихся, проектированием учебно-материальной базы для проведения учебно-воспитательной работы.
2. Организаторский компонент: 54321
включение учащихся в различные виды деятельности, организация ученического коллектива.
3. Коммуникативный компонент: 54321
установление правильных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить запросы и интересы школьников, правильно понять и оценить информацию об эффективности педагогических воздействий.
4. Информационный компонент: 54321
глубокое и свободное владение учебным материалом, методами и приемами его преподавания, использование средств контроля для организации «обратной связи» и коррекции знаний учащихся.
5. Развивающий компонент: 54321
строгое единство обучения, воспитания, развития обеспечивает управление мыслительными, эмоциональными, волевыми и другими компонентами деятельности учащихся. Последовательное осуществление учителем развивающей функции приучает школьников анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Ориентационный компонент: 54321
определяет содержание ценностных ориентации учащихся в природной и социальной среде, формирует у них активное отношение к явлениям и процессам окружающей действительности, идеи и идеалы, мотивы поведения и социального действия.
7. Мобилизационный компонент: 54321
деятельность учителя, направленная на актуализацию знаний и жизненного опыта учащихся для формирования у них познавательной самостоятельности и социальной активности.
8. Исследовательский компонент: 54321
(в том числе рефлексивный) требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвинуть : гипотезу, спроектировать и провести несложный педагогический эксперимент, проанализировать собственный опыт и опыт других учителей.
2.6.3. Анкета «Учитель—ученик» (Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону, 1996. — С. 367.)
Инструкция:
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «нет».
1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель — справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11.Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем — одно удовольствие.
15. Учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19.У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20.Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23.Я хотел бы стать похожим на учителя.
24.У нас с учителем чисто деловые отношения.
Обработка результатов
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в один балл.
Гностический компонент включаетвопросы:
ответ «да» — 1, 4, 7, 10, 19, 22;
ответ «нет» — 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
ответ «да» — 8, 11, 14, 23;
ответ «нет» — 2, 5, 17, 20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
ответ «да» — 3, 6, 12, 18;
ответ «нет» — 9, 15, 21, 24.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, эмоциональный — определяет степень симпатии ученика к учителю, а поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика. Кроме этого, при рассмотрении полученных результатов следует определить их интервал достоверности, с тем чтобы не допустить искажения оценок. Достоверность данных заключена в интервале между 25 и 75% максимально возможного результата. Если результаты анкетирования не укладываются в этот интервал, то их скорее следует признать недействительными.
2.7. ТЕСТ «МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Инструкция:Во всех заданиях выберите только одно определение, наиболее правильное на ваш взгляд. Обведите его кружком.
Первое задание. Какая из приведенных ниже формулировок дает лучший ответ, что такое научный эксперимент?
1. Измерения, выполненные для определения физической постоянной.
2. Наблюдения, проводимые с целью получения информации о происходящих явлениях природы.
3. Наблюдения, проводимые в контрольных условиях с целью проверки выдвинутых гипотез (предположений).
4. Исследования, проводимые с помощью научных приборов для проверки действия законов природы.
Второе задание. Кого из перечисленных ниже психологов можно назвать основоположником метода диагностического обследования?
1. Ж. Пиаже. 2. Л. Выготский. 3. Л. Венгер. 4. А. Бинэ. 5. К. Тарасова.
Третье задание. Вы впервые пришли в группу детей дошкольного возраста. Нужно подготовить, организовать и провести занятие… Какой метод научно-педагогического исследования в первую очередь поможет вам это сделать?
1. Наблюдение. 2. Беседа. 3. Эксперимент. 4. Диагностическое обследование. 5. Метод социометрии.
Четвертое задание. В занятиях в детском саду воспитатель часто прибегает к использованию метода изучения продуктов деятельности детей. Какова основная цель данного метода?
1. Выявить уровень развития способностей детей.
2. Выявить сформированность навыков и умений.
3. Проследить степень развития представлений, фантазии у детей.
4. Констатировать факт выполненияработы детьми в соответствии с требованиями педагога.
2.8. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
2.8.1.Нетрадиционные методы контроля и оценки знаний