Б) Задание № 4(Начерти окружность радиусом 3 см. 5 мм. Раздели её на 4 равные части, используя угольник.)
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Знакомство
-Сейчас урок математики проведу у вас я. Меня зовут Артём Анатольевич.
Проверка готовности к уроку
-Ребята, сегодня вам на уроке математики вам понадобятся геометрические шаблоны, которые я для вас подготовил (круг , окружность), , циркуль, линейка и конечно ваше хорошее настроение.
II. Устный счет
1) Крестики- нолики
-Урок начнем с устного счета.
-Я предлагаю поиграть в игру «Крестики- нолики». Вам нужно поделиться на 2 команды. Одна команда будет «Крестиками», другая «Ноликами». Суть игры в том, что на интерактивной доске будут высвечиваться пример, один из команды(кто поднимает руку) отвечает на пример. Если игрок ответил правильно, то он выходи и пишет в табличке свой символ (крестик или нолик). Если игрок отвечает неправильно, то ход переходит к другой команде.
-Вам понятны правила игры?
-Тогда начнём. В «Крестиках и ноликах» всегда ходит первый крестик, так что начнём с команды «Крестиков».
-Прошу не выкрикивать, а поднимать руку. Если правила будут нарушены, то я не буду засчитывать ответы. (На интерактивной доске по очереди высвечиваются примеры: 4Х5 , 4Х4, 6Х4, 4Х2, 4Х9, 4Х8, 4Х5, 4Х3, 20:5, 12:4).
Решение задач
-А теперь ребята, будем решать задачи. Внимание на доску
1. Масса бурого медведя – 350 кг, а белого – 500 кг. На сколько килограмм белый медведь тяжелее бурого? (Ответ: на 150 кг.)
-О чём говориться в задаче?
- Что значит тяжелее? Как вы понимаете тяжелее? (больше) .
-Как узнать на сколько килограмм белый медведь больше бурого медведя?(Действием сложения т. к. сказано на больше)
2.Масса новорожденного слонёнка - 130 кг, он на 1870 кг легче детёныша синего кита. Какова масса новорожденного синего кита? (Ответ: 2000кг.)
-О чём говориться в задаче?
-Как узнать какова масса новорождённого синего кита?
- Ребята я знаю что вы ещё не изучали многозначные числа. Давайте сначало 130 прибавим к 870. Сколько это будет? И добавьте ещё одну 1000сколько это будет?
-Что значит легче? Как вы, понимаете это слово? (Меньше).
-Как узнать новорождённого слонёнка?(Действием сложения так как, он на
1870 кг легче)
3. Комар делает крыльями 1000 взмахов в секунду, это в 5 раз больше, чем пчела. Сколько взмахов в секунду делает пчела? (200 взмахов.)
-О чём говорится в задаче?
- Как узнать сколько взмахов делает комар?(Действием деления т. к. в 5 раз больше ,чем у пчелы)
4. Слону в зоопарке в сутки дают 90 кг еды, а верблюду – 15 кг. Во сколько раз слон съедает в сутки еды больше, чем верблюд? (Ответ: в 6 раз.)
-О чём говориться в задаче?
-Как узнать во сколько раз слон съедает в сутки еды больше, чем верблюд?(Действие деления так сказано во сколько раз)
III. Актуализация знаний
Работа с фигурами
-Ребята, а теперь давайте перейдём к другому заданию. Обратите внимание на доску.
-Посмотрите внимательно на фигуры и скажите какая из них может быть лишней и не забудьте объяснить, по каким признакам вы это определили.(1.Круг - лишний потому что все остальные многоугольники; 2.Зелёный треугольник - лишний по цвету; Маленький квадрат- лишний по размеру.)
-Ребята, все ваши предположения правильны, но сегодня на уроке мы будем рассматривать такую геометрическую фигуру, как круг и окружность.
IV. Изучение нового материала
Работа с циркулем.
-Откройте свои тетради, запишите число. Ниже запишите Классная работа
-Ребята, сейчас нам нужно поставить точку начертит окружность, радиусом 3 см. Возьмите линейку и циркуль. Поставьте одну ножку циркуля у 0,а другую у отметки 3 см. на линейке. Затем, нарисуйте в тетради точку так, чтобы вам хватило места для построения окружности(отступить 5 клеточек). Затем вставьте остриё циркуля эту точки и не отрывая грифель начерти круг. Дальше нам нужно провести по вертикали ось симметрии. Он проходит через всё окружность, проходя через центр. (Во время построения круга детьми, я прохожу и смотрю как дети справляются с заданием. )
- Скажите мне, что мы сейчас построили? (окружность)
- Что такое окружность? (множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки, называемой центром)
-Что такое центр окружности? (Точка внутри круга, от которой начинается отсчёт. )
-Ребята, а теперь возьмите шаблоны, которые я для вас приготовил, той стороной, где отмечена одна ось симметрии и сложите её вдоль этой линии.
-Скажите, что сделала ось симметрии ? (Разделила круг, на пополам)
-А как выдумаете, сколько таких осей симметрии можно провести?(Бесконечное множество)
Вывод: ось симметрии фигуры, делит её на две равные части.
Практическая работа.
А) Задание № 3(Вырежи круг радиусом 5 см. С помощью перегибания по осям симметрии раздели круг на 4 равные части. С помощью угольника определи, сколько прямых углов образовалось при перегибании круга.)
-Откройте свои учебники на стр. 14. Катя прочитай задание.
- Скажите , как можно поделить круг на 4 равные части?(провести ось симметрии по вертикали и горизонтали.)
-Возьмите шаблоны, которые я вам приготовил и сложите их так, что бы круг поделился на 4 равные части.
-Какие инструменты для этого нужны?( линейка и угольник)
-Скажите сколько образуется прямых углов? (4)
-Что такое прямой угол? (90 градусов)
Б) Задание № 4(Начерти окружность радиусом 3 см. 5 мм. Раздели её на 4 равные части, используя угольник.)
-(Саша) прочитай задание вслух.
-Берите в руки циркуль и отмеряйте, ножками расстояние 3см. 5 мм. И начертите круг. А за тем с помощью и угольника разделите его на 4 равные части. Это задание выполните самостоятельно.
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите- ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать , друзья, начните.
В) Задание № 5(Окружность на рисунке разделили на 6 равных частей. Сравни, используя циркуль, длину радиуса с расстоянием между каждыми двумя соседними точками окружности. Сделай вывод).
-Молодцы ребята! Теперь приступим к заданию, под номером 5. (Петя) прочитай задание.
-Итак, ребята. Берём в руки циркули, чертим окружность радиусом 4 сантиметра. Затем ставим произвольную точку на окружности. Потом берём радиус окружности(на циркуле) ставим острие циркуля на точку, которую вы отметили и делаем насечку на окружности. проделываем туже операцию. Делаем до той степени пока не вернёмся к той точки от которой начали отсчёт.
-Соединяем центр окружности с отметками на окружности. Насколько частей разделили окружности? (на 6)
-Ребята, сравните длину радиуса с расстоянием между каждыми двумя соседними точками. Какой вывод можно сделать?