Сознание как высшая форма развития психики.

“Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют следующие свойства сознания:

-построение отношений

- познание

- переживание.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выготский Л.С. Сознание – динамически-смысловая система, кот функционирует в единстве ее интеллектуальных и волевых компонентов. Сознание – комплекс ВПФ. Он считал, что человеком осознается то, что представлено в социально-нормированной форме. Сознание формируется только в социуме, т к оно формируется на речевой основе (общение).

Основные компоненты сознания (по Выготскому):

значения – познавательные компоненты;

смыслы – эмоционально –мотивационные компоненты.

Леонтьев А.Н. Выделяет 2 фактора повлиявших на появление сознания: 1.совместная орудийная деятельность; 2. общение с помощью речи. В труде возникли сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели и на основе действия с материальными предметами человек переходит к использованию их идеальных образов, действий в уме (переход от внешнего к внутреннему – интеоризация).

Свойства сознания:

1. Субъективное выделение себя из окружающей действительности (ребёнок до 1,5 г себя не выделяет, зеркало-ребёнок-пятно на носу);

2. Совокупность чувственных и умственных образов, данных объекта-субъекта;

3. Целеполагание – способность к постановке цели деятельности и поведения;

4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий;

5. Наличие самосознания, т.е. наличие представлений о себе самом;

6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА).

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.

Составляющие сознания: а) Чувственная ткань – чувственные составляющие образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания в том, что они придают реальность сознательной картине мира, т.е. мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. б) Значение – обобщенный опыт человечества, знания, выраженные в языке. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мира. в) Личностный смысл – значение для меня. Функция – пристрастность сознания (субъективность мышления).

2 уровня сознания (по Леонтьеву):

1. Бытийный, т е сознание для жизнедеятельности. Компоненты: 1.биодинамическая ткань движения; 2. Чувственный образ (значение, смысл);

2. Рефлексивный – сознание для сознания.

Функции сознания: 1. отражательная; 2. порождающая (творчески-креативная); 3.регуляторно-оценочная; 4. рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания.

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Гиппенрейтер Ю.Б. предлагает все неосознаваемые процессы разбить на три больших класса:

(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

(3) "надсознательные" процессы.

Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании чел-ка – неосознаваемые процессы (бессознательное).

Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:

1.неосознаваемые механизмы сознательных действий:

а)неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки);

б)неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);

в)неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

2.неосознаваемые побудители сознательных действий(З. Фрейд):

Теория бессознательного Фрейда – к категории сознания относится все, что осознается и контролируется человеком; к области предсознания - скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами:

а)содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна.

б)информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.

3.надсознательные процессы («интуиция») – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

Наши рекомендации