Сознание как высшая форма психики. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым

Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

«Сознание» буквально и означает «совокупность знаний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.

С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания – необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание – целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание – социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство – стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции: эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно-категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий: бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций); привычно автоматизированные подсознательные действия; сознательные, волевые действия.

Практические задания

Задание 1. Сравните структуру деятельности (рис. 4) и структуру учебной деятельности, предложенную Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. Сделайте вывод. Можно ли применять предложенные структуры для понимания сущности самообразовательной деятельности?

Структура учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов):

· учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;

· учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

· учебные действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

· действия контроля (самоконтроля), которые состоят в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

· действия оценки (самооценки) степени усвоения изменений, которые произошли в самом субъекте.

Задание 2. Изучите особенности филогенеза и эволюции психики. В чем сущностное отличие филогенеза психики от эволюции психики?

Филогенез психики

Физиологический уровень:

1-й этап. Формирование раздражимости – изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.

2-й этап. Появление чувствительности – общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя.

3-й этап. Вырабатывание ощущений – отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и других характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.

4-й этап. Формирование восприятия – объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.

Элементарный психический уровень:

1-й этап. Формирование рефлексов – закономерной ответной реакции организма на действие определенного раздражителя.

2-й этап. Дифференциация рефлексов на условные и безусловные.

3-й этап. Образование инстинктов – совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование.

4-й этап. Появление навыков – способности психики менять формы поведения в зависимости от складывающейся внешней ситуации.

Эволюция психики:

1-й этап. Формирование и развитие сенсорных процессов – отражение действующих в конкретный момент раздражителей.

2-й этап. Появление перцептивных процессов – объединение нескольких сенсорных процессов для целостного восприятия (понимания) воздействующего раздражителя.

3-й этап. Формирование рассудочного поведения – форма поведения, при которой решение задач производится на основе отражения связей и отклонений между предметами и явлениями объективного мира.

4-й этап. Формирование сознания – высший уровень психического отражения человеком окружающего мира, выступающего как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов и предвосхищающего его практическую деятельность.

5-й этап. Развитие самосознания – относительно устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная система представления человеком самого себя, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми.

Задание 3. Докажите справедливость или опровергните следующее утверждение: «Появление психики связывается с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при коем потребности удовлетворяются посредством активных движений во внешней среде, кои должны предваряться поиском нужных предметов».

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоят трудности определения проблемы сознания?

2. Раскройте содержание понятий «сознание», «идеальное», «субъективное», «душа», «дух», «разум».

3. Каково содержание концепции сознания в марксистской философии?

4. Проанализируйте понятия «индивидуальное» и «общественное» сознание.

5. Как соотносятся процессы сознательного, бессознательного и сна?

6. В каких формах нервная система человека реагирует «на стимул», а в каких – «на отсутствие стимула»?

7. С помощью словарей и работ современных психологов проанализируйте концепции интериоризации и экстериоризации знания в процессе обучения.

Используемая и рекомендуемая литература

1. Калюжный, А. С. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов / А. С. Калюжный. – Нижний Новгород : НГПУ, 2007. – 380 с.

2. Крысько, В. Г. Психологияипедагогика : курс лекций / В. Г. Крысько. – Москва : ОМЕГА, 2006. – 368 с.

3. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 432 с.

4. Рыжковская, Т. Л. Основы психологии и педагогики / Т. Л. Рыжковская. – Минск : Изд-во МИУ, 2010. – 432 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика и психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2010. – 480 с.

6. Самыгин, С. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Москва : КНОРУС, 2012. – 480 с.

Наши рекомендации