Демократия — это процедура»

Есть только одна дорога к демократии: образование.

И в условиях демократии для педагога

есть только одна подлинная задача; учить свободе

Барбеч

В понятии социального поведения значимость осознанности действий, поведения, деятельности повышается в связи с разносторонним декларированием свободы, провозглашением ее для каждого члена общества обретаемой ценностью. Сознание должно усвоить ее как разумность потребностей, как свободу творчества, как проявление силы духа и как несвободу от природы, несвободу от общества, как необходимость осознавать свое взаимодействие с природой и обществом по технологической цепочке, соответствующей здравому смыслу, технологии социального проектирования (до свершения действия), рефлексии (после свершения действия): «кто я в этой ситуации?» (мое предназначение, функции, место), «для чего совершаю действие?» (какой получится результат, спектр возможных результатов); «что утрачу и что обрету в результате взаимодействия?» (что изменится в моем содержании: эмоциональном, интеллектуальном, материальном), «как смогу совершить действие?» (какие способности, методы, способы действий будут востребованы для достижения цели), «что получится в результате?» (какой результат возможен в данных реальных условиях). Если эти вопросы будут осознаны в отношении всех субъектов взаимодействия и воплощены в реальное действие, то процедура общения будет демократичной. Массовое овладение технологией демократичного общения — процесс длительный и трудный, в немалой степени зависящий от стиля управления.

Теория и практика социального управления ориентирована сегодня в своей стратегии на решение проблемы демократизации. Демократические модели действий, поведения, деятельности должны быть усвоены на всех уровнях социальной «матрешки»: личность, семья, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество. Проблема преодоления авторитарного стиля управления на всех уровнях образует «дерево» проблем. Динамика изменений в модели управления на каждом из уровней незамедлительно сказывается на состоянии проблемы на всех уровнях. Это состояние взаимопроникновения формирует повышенную ответственность за реализуемые модели поведения не только в системах своего иерархического уровня, но и за их состояние в других.

Демократия — это процедура» - student2.ru Вопросы для обсуждения

1. В чем различие понятии действие, поведение, деятельность, взаимодействие? Как они взаимосвязаны?

2. Синергетическая модель социального поведения, ее суть и теоретическое обоснование.

3. Социальное поведение коллективных субъектов, социальных систем.

4. «Демократия — это процедура». Как Вы это понимаете?

Демократия — это процедура» - student2.ru Контрольные вопросы

1. Действия, поведение как категории деятельности.

2. Практическая значимость синергетических моделей социального поведения.

3. Понятие самоорганизации социальных систем, ее динамика.

4. Технология демократизации социального поведения.

Демократия — это процедура» - student2.ru Упражнения

1. Различите понятия: действие, поведение, деятельность. Охарактеризуйте категорию «социальное поведение».

2. Установите связь демократической модели поведения с синергети-ческими принципами.

3. Рассмотрите состояние социальных систем, наиболее известных Вам (семья, группа слушателей, педагогический коллектив, город, страна и т.д.), по шкале «хаос — порядок», установите динамику этого состояния, что в ней положительно и что отрицательно.

4. Осознанность социального поведения как проектирование действий и как рефлексия.

Раздел IV

Наши рекомендации