Демократия — это процедура»
Есть только одна дорога к демократии: образование.
И в условиях демократии для педагога
есть только одна подлинная задача; учить свободе
Барбеч
В понятии социального поведения значимость осознанности действий, поведения, деятельности повышается в связи с разносторонним декларированием свободы, провозглашением ее для каждого члена общества обретаемой ценностью. Сознание должно усвоить ее как разумность потребностей, как свободу творчества, как проявление силы духа и как несвободу от природы, несвободу от общества, как необходимость осознавать свое взаимодействие с природой и обществом по технологической цепочке, соответствующей здравому смыслу, технологии социального проектирования (до свершения действия), рефлексии (после свершения действия): «кто я в этой ситуации?» (мое предназначение, функции, место), «для чего совершаю действие?» (какой получится результат, спектр возможных результатов); «что утрачу и что обрету в результате взаимодействия?» (что изменится в моем содержании: эмоциональном, интеллектуальном, материальном), «как смогу совершить действие?» (какие способности, методы, способы действий будут востребованы для достижения цели), «что получится в результате?» (какой результат возможен в данных реальных условиях). Если эти вопросы будут осознаны в отношении всех субъектов взаимодействия и воплощены в реальное действие, то процедура общения будет демократичной. Массовое овладение технологией демократичного общения — процесс длительный и трудный, в немалой степени зависящий от стиля управления.
Теория и практика социального управления ориентирована сегодня в своей стратегии на решение проблемы демократизации. Демократические модели действий, поведения, деятельности должны быть усвоены на всех уровнях социальной «матрешки»: личность, семья, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество. Проблема преодоления авторитарного стиля управления на всех уровнях образует «дерево» проблем. Динамика изменений в модели управления на каждом из уровней незамедлительно сказывается на состоянии проблемы на всех уровнях. Это состояние взаимопроникновения формирует повышенную ответственность за реализуемые модели поведения не только в системах своего иерархического уровня, но и за их состояние в других.
Вопросы для обсуждения
1. В чем различие понятии действие, поведение, деятельность, взаимодействие? Как они взаимосвязаны?
2. Синергетическая модель социального поведения, ее суть и теоретическое обоснование.
3. Социальное поведение коллективных субъектов, социальных систем.
4. «Демократия — это процедура». Как Вы это понимаете?
Контрольные вопросы
1. Действия, поведение как категории деятельности.
2. Практическая значимость синергетических моделей социального поведения.
3. Понятие самоорганизации социальных систем, ее динамика.
4. Технология демократизации социального поведения.
Упражнения
1. Различите понятия: действие, поведение, деятельность. Охарактеризуйте категорию «социальное поведение».
2. Установите связь демократической модели поведения с синергети-ческими принципами.
3. Рассмотрите состояние социальных систем, наиболее известных Вам (семья, группа слушателей, педагогический коллектив, город, страна и т.д.), по шкале «хаос — порядок», установите динамику этого состояния, что в ней положительно и что отрицательно.
4. Осознанность социального поведения как проектирование действий и как рефлексия.
Раздел IV