Эмоциональное и интеллектуальное

В СОЗНАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чувственные формы контакта с окружающим миром: ощущения, внимание, восприятие. Рациональные формы контакта с окружающим миром: память, мышление. Структура интеллекта: внимание, восприятие, память, мышление. Мышление репродуктивное и продуктивное, влияние их соотношения на творческие способности. Дух как стержень сознания. Разум как сопряжение эмоционального и интеллектуального.

Ключевые слова:ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, эмоции, дух, разум

­ Формы взаимодействия с окружающим миром

­ Внимание

­ Ощущения

­ Восприятие

­ Память

­ Мышление

­ Воображение

­ Интеллект

­ Эмоции

­ Воля

Формы взаимодействия с окружающим

Миром

Тот, кто не знает, что такое мир,

не знает и места своего пребывания.

Не знающий же назначения мира

не знает ни того, кто он сам,

ни того, что такое мир

Марк Аврелий

В данной главе мы опять возвращаемся к решаемому веками вопросу отношения внутреннего и внешнего. Этот вопрос весьма важен для каждого не только как теория, наука, абстракция, но и как практика, рекомендации к поведению, понимание конкретных ситуаций. В предыдущих главах было подробно рассмотрено содержание взаимодействия с окружающим миром. Здесь мы говорим о формах. Как известно, содержание и форма ... две неразделимые категории, в отношениях которых главное ... соответствие. Содержание, не нашедшее своей формы, лишено гармонии и не может быть привлекательным, восхищать. Форма, не наполненная соответствующим содержанием, ... пуста, бедна, несовершенна. Это относится к любому продукту, произведенному как товар, к произведениям искусства, к интеллектуальной продукции.

Каким бы сложным не было взаимодействие с окружающим миром, его понимание необходимо и оправдывает некоторое упрощение, свойственное моделям.

эмоциональное и интеллектуальное - student2.ru эмоциональное и интеллектуальное - student2.ru

Выделяют три формы отношений с окружающим миром:

• чувства, через которые осуществляется наполнение сознания эмоциональным содержанием;

• мышление, через которое обеспечивается наполнение сознания интеллектуальным содержанием;

• воля, благодаря которой сознание получает знание из внешнего информационного пространства; путем волевых установок усваивается внешнее содержание, становясь внутренним, своим, усвоенным.

Все три канала образуют единство и целостность: информация, полученная в готовом виде с материальных носителей (потребление произведенной ранее кем-то продукции), перерабатывается в процессе мышления (производство собственной продукции — мысли). Оба эти процесса происходят в определенной эмоциональной атмосфере, которая является условием и обусловливает эти процессы: либо тормозит, либо способствует, меняясь от порождаемого удовлетворения, от отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему. Это целостность, это единство. Чтобы понять целостность, изучают части в их взаимопроникновении. Рассматривают пути наполнения сознания:

эмоциональное и интеллектуальное - student2.ru

и средства (посредством чего):

• ощущение;

• внимание;

• восприятие;

• память;

• мышление.

Для удобства рассмотрения составим таблицу и опишем каждый элемент отдельно, не забывая о его связях с остальными. Эти описания будут репродуктивным содержанием, которое надо взять в готовом виде (процесс потребления), после чего осмыслить каждое в отдельности в логике дополнения, уточнения, критики и произвести в процессе поиска связей собственное знание — продуктивное. Таким образом, каждая клетка таблицы наполнится интеллектуальным содержанием — это тренинг на развитие интеллекта в процессе производства собственных мыслей.

Co-знание Пути наполнения сознания знанием
чувства мысли воля
Средства ощущение      
внимание      
восприятие      
память      
мышление -    

Отношения с окружающим миром определяют состояние сознания, семантический смысл которого характеризуется следующей формулой: со-знание — это: знание + знание + знание + ...

Стало быть, главная характеристика сознания — процесс и результат его наполнения информацией об окружающем мире и себе в нем. Многовековые исследования позволили установить универсальную типологию качественно различающихся знаний (знания — чувства, знания — мышление, знания — воля), которая отражает в большей степени процесс наполнения сознания:

• эмоциональным содержанием как чувственным различением степени прекрасного — безобразного;

• интеллектуальным содержанием, полученным в процессе производства собственных мыслей, продуктивным знанием;

• волевым усвоением материализованной информации, репродуктивным содержанием.

Все они не могут рассматриваться в логике «либо, либо», так как непрерывно дополняют друг друга. Логика их отношений «и то, и то», но с преобладанием чего-то в зависимости от внешних и внутренних установок и условий. Значительное преобладание или принижение важности одного из них в процессе наполнения обусловливает особенность сознания. Исследования показывают значимость возрастного фактора, влияние возраста на характер отношений с окружающим миром не только единичного субъекта, но и коллективного.

эмоциональное и интеллектуальное - student2.ru

Внимание

...Если бы мы могли выяснить, что это такое

быть внимательным, тогда, пожалуй,

ученье приобрело бы совершенно иное значение

и сделалось бы гораздо более легким

Дж. Кришнамурти

Человеческой психике свойственно сосредотачиваться на отдельных характеристиках окружающей среды, из которой внимание, как луч прожектора (это сравнение в психологии используется часто), выбирает наиболее значимый объект и на нем останавливается. «Луч внимания» позволяет изучить объект глубоко и всесторонне в отличие от тех, что за его пределами. Внимание имеет индивидуальные особенности, различно у разных людей и характеризуется:

• концентрированностью — степенью сосредоточенности на объекте внимания;

• интенсивностью — скоростью восприятия информации;

• устойчивостью — способностью поддерживать длительное время сосредоточенность на определенном объекте;

• объемом внимания — количеством объектов, которые могут быть охвачены одновременно. Зависит от возраста и считается у взрослых равной 4—6 объектам, а у детей 2—3;

• распределением — способностью удерживать внимание одновременно на нескольких объектах (нарицательный образ — «как Юлий Цезарь»);

• переключением — способностью к переносу внимания с одного объекта на другой; непроизвольное переключение называют отвлечением.

Внимание поддается тренировке. В зависимости от характеристик внимания, как и других психических свойств, выбирают тот или иной вид профессиональной деятельности, которая в свою очередь влияет на отдельные свойства внимания. Там, где нужна быстрота реакций — необходимы способность к переключению и интенсивность; кропотливая работа предполагает высокую устойчивость внимания и т.д.

Различают произвольное и непроизвольное внимание. Произвольное предполагает волевые усилия, а непроизвольное — нет (навязчивый мотив, случайно услышанная фраза и т.п.).

Внимание — психический, познавательный процесс, обусловливающий избирательность и отбор информации, поступающей через ощущения.

Виды Характеристики Произвольное Непроизвольное
Концентрированность    
Интенсивность    
Устойчивость.    
Объем    
Распределение    
Переключение    

Ощущения

В природе не бывает ни одного чистого

ощущения: с каждым одновременно возникают

тысячи других, из которых самое ничтожное

уже совершенно изменяет основное ощущение

Г. Лессинг

Категория «ощущения» в психологии оценивается как источник наших знаний об окружающем мире, о конкретной ситуации, в которой человек ориентируется благодаря информации, полученной по каналам — органам чувств (рецепторам).

Ощущения рассматриваются в психологии как:

• пассивный процесс (рецепторная теория ощущений);

• активный процесс (рефлекторная теория ощущений).

Физиология ощущений разработана И.П. Павловым, который описал анатомо-физиологический механизм приема раздражителей и их переработки в ощущения и назвал его анализатором. Ощущения как продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих от внешней среды и процессов в организме, являются наиболее простыми психическими явлениями. Ощущения свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Способность к ощущениям у человека связана с состоянием его сознания, она снижается при частичном или полном отключении сознания (во время сна, наркоза, при болезненных нарушениях сознания). Ощущения — продукт работы органов чувств,— анализаторов, приспособленных для восприятия и переработки раздражителей (механических, физических, химических и др. воздействий).

Ощущение — контакт идеального и реального. В зависимости от спектра свойств субъективных ощущений складываются целостные образы, близкие или далекие от их объективного состояния.

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. Ощущения — «есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания»[6].

По мере изучения ощущений, их свойств и разновидностей, появилась необходимость их классификации. Одно из отличительных свойств берется за основу классификации и называется ее основанием, отличительным признаком, критерием. Наиболее распространенные основания классификации:

• характер контакта рецептора с раздражителем (дистантные, контактные);

• вид раздражителей (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, органические);

• расположение рецепторов (предложена английским ученым И. Шеррингтоном):

-по поверхности тела (экстерорецептивные);

-внутри организма (интерорецептивные);

-в мышцах и сухожилиях (проприорецептивные);

- другие.

Все виды ощущений обладают определенными свойствами, которые проявляются у разных людей по-разному и находятся в некотором диапазоне. Определенное место в диапазоне свойств подчеркивает индивидуальность ощущений, из которых следует субъективность восприятия (кому-то слишком громко, кому-то нормально; кому-то слишком солено, кому-то в самый раз; кому-то темно, кому-то темновато и т.д.).

Среди свойств ощущений (см. таблицу) выделяют: » «порог ощущений» — определяет верхнюю и нижнюю границу чувствительности к разного вида раздражителям (всем известен диапазон зрительных ощущений, за пределами которого ультрафиолетовое и инфракрасное излучение; диапазон слуховых ощущений, за пределами которого ультразвук и т.д.); пороги ощущений индивидуальны у каждого человека, они зависят от возраста, состояния здоровья, наследственных факторов и др.;

­ адаптация ощущений, т.е. привыкание, приспосабливание к внешним раздражителям: яркий свет, тихий голос, холод или жара и т.д.;

­ взаимодействие ощущений — проявляется при ослаблении того или иного ощущения, когда повышается чувствительность других (обостренный слух и осязание незрячих и др.);

­ усиленное взаимодействие ощущений. Его называют синестезией, при которой одно из непосредственных ощущений вызывает опосредованно другое, например, при определенных звуках мы говорим: «Мороз по коже», при зрительном (или даже слуховом) ощущении лимона возникают вкусовые ощущения и т.д.;

­ модальность — одно из свойств ощущений, их качественная характеристика, благодаря которой зрение различает цвет, слух различает тон и т.д. Количественные характеристики объективной реальности предопределяют восприятие через ощущения: длина световой волны предопределяет цвет, частота звуковых колебаний — тон и т.д.

Свойства Виды Порог Адаптация Взаимодействие Синестезия Модальность
Зрительные          
Слуховые          
Осязательные          
Обоняние          
Вкусовые          
Органические (внутренние)          

Наибольшее количество информации из окружающего мира человек получает через зрительные ощущения. Свет, цвет в виде электромагнитных колебаний с определенной частотой и амплитудой действуют на рецепторы глаза. Зрительному восприятию свойственен определенный диапазон в пределах спектра. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человеческий глаз не воспринимает непосредственно. Зрительным ощущениям свойственно адаптироваться к темноте, яркому и тусклому свету. Зрительные ощущения индивидуальны и зависят от того, насколько зрение нормально. Возможности зрительного восприятия расширяются за счет приспособлений: очкит линзы, бинокли, перископы и т.п.

Действие звуковых волн на слуховые рецепторы вызывает слуховые ощущения, которые зависят от характерных параметров звука: высота (низкий — высокий), сила (громкость) и тембр (окраска). Человек воспринимает звуковые колебания с частотой от 20 до 20000 герц — это нижний и верхний пороги ощущений. Ощущения приспосабливаются к силе звука; это их свойство называется адаптивностью.

Осязание, или кожные ощущения, возникает при раздражении рецепторов, расположенных на коже. Это болевые ощущения, температурные и тактильные.

Обонятельные ощущения вызываются действием летучих веществ на рецепторы в полости носа и носоглотки.

Вкусовые ощущения возникают в результате действия химических веществ на вкусовые рецепторы языка в процессе их растворения в слюне. Вкусовые ощущения объективно делят по реакциям на сладкое, кислое, горькое и соленое. Вкусное — субъективная реакция.

Органические ощущения (внутренние) возникают от раздражителей внутри организма: боль, голод, жажда. В зависимости от их остроты и силы у человека есть возможность с ними справиться, потерпеть. Это свойство называется выносливостью: у сильных людей — высокая, у слабых — низкая. Органические ощущения свидетельствуют об отклонениях в работе органов и сообщают о необходимости вмешательства, внешней помощи.

Восприятие

О, наблюдай творимое вокруг.

Смотри в себя - а замыкай сей круг.

Познай других - и свой познаешь дух.

Потай себя - и мир раскроешь вдруг

А. Чижевский

Восприятие — одна из важнейших категорий психической деятельности, в которой информация о внешнем мире через непосредственное воздействие на органы чувств преобразуется в собственный опыт (приятие) и осознается (вос-приятие — формируется отношение через осмысление).

В восприятии сочетаются физиологические процессы (стимул — реакция) и процесс осознания, объединяющий данные, поступившие от органов чувств. В одних ситуациях преобладает первый тип процессов, в других — второй. Оба процесса в сочетании указывают на индивидуальность восприятия, его зависимость от физиологических особенностей остроты восприятия и психологических особенностей реагирования, осмысления, осознания.

Восприятие, синтезируя разнообразные ощущения, является осмысленным (процесс производства мысли в поисках связей разнообразных ощущений), означенным (выявление значимости и обозначение в речи). В силу субъективности ощущений восприятию также свойственна некоторая субъективность. Однако его предназначение состоит в том, чтобы образы внешнего мира как можно точнее соответствовали действительности. Чтобы это требование выполнялось, каждый должен понимать определенные свойства восприятия.

Восприятие характеризуется константностью, т.е. постоянством. Изменение освещения создает иллюзию изменения цвета предмета, удаленный предмет кажется нам меньше своих истинных размеров, однако в нашем восприятии сохраняется представление о постоянном цвете, размере предмета.

Восприятие носит предметный характер, предмет воспринимается целиком. Если мы всего лишь увидели хобот, мы знаем — там слон.

Восприятию свойственна категориальность. Воспринимая предметы и их проявления, мы относим их к той или иной категории. Классический пример категориальности можно привести с символом О. Что это — цифра, буква, геометрическая фигура? Как только он попадает в определенный ряд: 1, 2, 0, 5, 7 или А, У, Е, О, Ю или D, £, š, неопределенность исчезает. Категория обусловила определенность восприятия: цифра 0, буква О, геометрическая фигура — овал. Категориальность распространяется на восприятие людей, когда взаимодействие начинается с понимания функций, предназначения, роли в данной ситуации. Кто я (или другой) в этой ситуации? Пассажир, руководитель, женщина? Определение категории определяет характер дальнейшего взаимодействия.

Среди свойств восприятия, определяющих его сущность, следует отметить также целостность. Восприятие есть целостный процесс, а не некоторая сумма ощущений, что доказано как экспериментальным путем, так и логически в длительных спорах и дискуссиях между разными психологическими школами.

Восприятие зависит от прошлого опыта, от недавних переживаний. Зачастую одна и та же информация слышится по-разному, так как трансформируется в процессе восприятия через свои переживания, опыт.

Виды Свойства Индивидуальное Межличностное Межгрупповое
Целостность      
Зависимость от прошлого опыта      
Константность      
Предметный характер      
Категориальность      

Представленные в таблице по горизонтали виды можно расширить в зависимости от объектов восприятия, которыми могут быть все параметры окружающего мира: пространство, время, движение, предметы, отношения, люди. Мы выделили наиболее существенные виды восприятия, направленные на отношения в социуме. Их понимание позволит правильно выстраивать отношения с людьми. Распространите каждое свойство восприятия, описанное выше, на индивидуальное, межличностное, межгрупповое восприятие. Это поможет Вам глубже понимать процесс общения, решать коммуникативные проблемы.

При некотором отклонении от нормы в восприимчивости имеет место:

• повышение восприимчивости — гиперстезия;

• понижение восприимчивости — гипостезия;

• галлюцинации (восприятие без наличия реального объекта);

• иллюзии (ошибочное восприятие, не соответствующее реальному состоянию вещей и явлений).

Восприятие — рефлекторный процесс, в основе которого лежат условные рефлексы, временные нервные связи. Зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности называется апперцепцией.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно зависит от наполнения времени, от содержания деятельности. День, наполненный приятными событиями, проходит быстро. День, утомляющий рутинной, неинтересной, бесполезной деятельностью, тянется долго. Восприятие времени связано также с ожиданием приятного, неприятного. «Годы летят, а день тянется», — говорим мы иногда.

Восприятие пространства — это отражение направления и скорости движения, которое помогает ориентироваться в пространстве.

Память

Когда мы желаем выразить факт

ослабления и обозначить, что ощущение

поблекло, устарело и отошло в прошлое,

мы называем его памятью

Т. Гоббс

Память — одна из наиболее значимых характеристик человеческой психики, одна из наиболее важных категорий психологии. В психологии она определяется неоднозначно как:

• функция сознания;

• система хранения информации о собственном опыте;

• форма психического отражения прошлого опыта;

• процесс организации и сохранения прошлого опыта.

Как функцию сознания память можно определить в качестве информационной базы интеллекта, где информация накапливается, хранится и воспроизводится с последующей переработкой в процессе мышления. Продукт переработки (собственные мысли) зависит от количества и качества «сырья» и является продуктивным содержанием. Состояние накопленной информации влияет на способ ее переработки, на интеллект.

Как система хранения информации память зависит от того, насколько информация организована, упорядочена, структурирована. В этом смысле она зависит от способов тренировки, которыми в большей степени являются педагогические технологии. Не многие люди посещают специальные занятия для тренировки памяти, но все прошли через систему образования, где с ними работали специалисты — педагоги. Если у педагога есть понимание, что он учит не только ботанике, географии и т.д., но и тренирует своими методами память, то он стремится владеть технологиями систематизации и модульного структурирования содержания. Фрагментарная подача содержания создает в «хранилище» информации хаос, беспорядочное расположение, затрудняющее ее поиск и воспроизведение (предъявление).

Как форма психического отражения опыта память можно рассматривать по формам взаимодействия с окружающим миром: «био — социо — дух»:

• «био» — генетическая память, проявляемая в индивидуальных способностях;

• «социо» — отражение прошлого опыта социума, его культуры и усвоение его предписаний, установок, законов, норм.

• «дух» — память духа — запоминание событий из собственной жизни, их осмысление, уроки своего опыта и выводы из него.

Память как процесс организации и сохранения прошлого опыта содержит общепризнанные компоненты: накопление информации, сохранение и воспроизведение, которые взаимосвязаны между собой реконструктивной работой, направленной на получение целостной картины. При накоплении внешняя информация реконструируется в соответствии с имеющимися представлениями и пониманием (что-то добавляется, что-то удаляется). При хранении также что-то исчезает, теряется, обновляется, систематизируется. При воспроизведении информация принимает речевые формы, свойственные говорящему с учетом слушающих. Реконструктивная работа выражается в установлении связей, в поисках, в которых рождается мысль, создается некоторое продуктивное знание.

Характеристика памяти как процесса предполагает цель (актуальность), содержание (количество и качество информации), метод (механизм наполнения, сохранения, воспроизведения информации). Память как процесс сопряжена с определенной деятельностью. Направленность деятельности обеспечивает актуализацию накопления, сохранения и воспроизведения информации. Любая деятельность сопровождается приобретением новой и использованием имеющейся информации, являющейся содержанием памяти. В процессе деятельности содержание обновляется количественно и качественно. Механизмы процесса памяти имеют индивидуальные различия в скорости накопления информации, прочности ее сохранения, легкости воспроизведения.

Виды памяти классифицируются по: типу процесса запоминания (произвольное, непроизвольное), содержательной организации (образная, словесно-логическая, эмоциональная), виду стимулов (зрительная, слуховая, двигательная), результату (долговременная, кратковременная).

Итак, память — психический процесс и результат накопления, сохранения и воспроизведения собственного опыта, информации об окружающем мире и о себе в нем.

Компоненты памяти (работа с информацией) Виды памяти Накопление Сохранение Воспроизведение
По типу процессов: произвольная непроизвольная      
По содержанию: образная словесно-логическая эмоциональная      
По видам стимулов: иконическая (зрение) эхоическая (слух) двигательная      
По результатам: . долговременная кратковременная      

Мышление

Мышление есть происходящая во мне

полемика между желанием и познаним

А. Швейцер

Мышление — наиболее сложный процесс психической деятельности человека, направленный на познание и опосредованное отражение действительности.

Мышление — предмет исследования разных отраслей науки.

• Философия изучает соотношение материи и мышления, пути познания окружающего мира.

• Логика рассматривает основные формы мышления (понятия, суждения, умозаключения).

• Физиология изучает мозг и физиологические механизмы реализации процесса мышления.

• Социология характеризует исторические особенности развития мышления на разных этапах становления социальных структур.

• Кибернетика моделирует мыслительную деятельность как ин-1 формационный процесс в работе ЭВМ. | • Психология изучает мышление как познавательную деятельность. Мышление характеризуется как:

• процесс рождения мысли в поисках связей (системность);

• появление мысли как рефлекса сравнения (различия, сходства, аналогии);

• смежность во времени и пространстве — плавность;

• соотношение фактов по разным признакам — систематизация по разным основаниям;

• выявление общих признаков для классификации;

• обобщение — объединение предметов по их общим существенным признакам;

• абстрагирование — выявление существенного, отделение от несущественного.

Для характеристики мышления выделим ключевые слова: процесс (изменение); познавательная деятельность (форма взаимодействия с окружающим миром с целью познания). Как всякий процесс мышление имеет цель (мотивацию), содержание (что со-дер-жит), методы (способы мыслительной деятельности) и результат.

Стимул, мотив процесса мышления зачастую находится в эмоциональной сфере и проявляется как интерес к чему-то, что может удовлетворить потребности в самом широком смысле (в красоте, в общении, в понимании, биологические и т.д.). Когда процесс запущен, происходят изменения некоторого «материала» — входящей информации, она становится осмысленной, воспринятой, преобразованной путем дополнения, уточнения, критики в собственные мысли, которые есть содержание (то, что удержано) и результат мышления. И здесь очень важно понять, что мысль — «единица» мышления, его процесс и результат.

Содержание процесса мышления обусловлено его целью.

• Если цель — узнать, то находится готовая информация, ранее неизвестная.

• Если цель — понять, то информация подвергается преобразованию:

- анализ — расчленение на составные части;

- синтез — интеграция составных частей в целое;

- сравнение — установление сходства и различия, выявле-> ние общих признаков для классификации;

- обобщение — объединение по общим, существенным признакам.

• Если цель — решить проблему, т.е. преодолеть несоответствие, устранить недостаточность во внутреннем, затруднение во внешнем, то идет процесс производства новой информации, новых мыслей (суть творчества), совершаются собственные открытия (инсайт).

Процесс мышления, его типы зависят от индивидуальных способностей. Как рождается мысль — логически или интуитивно? Словесно или действенно? Эмпирически или теоретически? Репродуктивно или продуктивно? Произвольно или непроизвольно? и т.д. Преобладающий способ становится типичным и может быть положен в основу типизации, выделения видов. Если человеку свойственно мыслить ортодоксально, только вперед и прямо — его мышление отличает его от людей, которые видят ситуацию вокруг как систему, в которой являются элементом и, стало быть, находятся в многочисленных связях с окружающим миром. Эти связи должны быть поняты, учтены, использованы в процессе мышления. Такая модель может быть названа планетарной, а мышление — глобальным, по аналогии с окружающим миром.

Попытайтесь в предложенной таблице отметить признак классификации и для каждой клетки привести пример.

Компоненты процесса мышления Виды мышления Мотивация, стимул Содержание (информация) Способ Результат
Словесно-логическое        
Наглядно-образное        
Наглядно-действенное        
Теоретическое и практическое        
Теоретическое и эмпирическое        
Логическое и интуитивное        
Реалистическое и аутистическое        
Продуктивное и репродуктивное        
Непроизвольное и произвольное        
«Линейное» и «планетарное» и др.        

Воображение

Что действует на воображение,

то не скоро выбьется из головы

Н.В. Гоголь

Воображение — один из видов психологической деятельности (человека. Его рассматривают во взаимосвязи с восприятием, па-'мятыо, мышлением и во взаимообусловленности с индивидуальным опытом. Вместе с тем воображение ни с одним из этих видов не отождествляется и имеет в психологии самостоятельный статус, в котором сочетается некоторое стартовое состояние, содержащее впечатления, представления (из внешнего мира) и процесс их переработки (во внутреннем мире).

Семантический смысл понятия «впечатление» говорит о том, что внешние окружающие условия, обстоятельства, ситуация впечатались, отпечатались на внутреннем (ощущениях, чувствах, восприятии, памяти). Данный отпечаток имеет индивидуальные черты и некоторую субъективность, отражающую особенности конкретного сознания, которые формируют представления (образ ранее воспринятого).

Воображение как одна из функций психической деятельности создает образы на основе имеющихся представлений и сочетает в себе процессы:

• репродуктивный — воспроизведение образа, воспроизводящее воображение (компонент памяти);

• продуктивный — конструирование образа из представлений, воссоздающее воображение (компонент мышления).

В воображении проявляются творческие способности переработки представлений. Если оно не оторвано от реальности, то происходит:

- построение образа конечного результата деятельности;

- создание образа процесса деятельности;

- создание образа модели поведения;

- воссоздание образов реального мира.

«Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений» (Л.С. Выготский).

Если воображение теряет связь с реальностью, то принимает1 вид фантазии, грез, мечтаний и называется пассивным. ;

Процесс воображения может быть произвольным (с установкой на прогнозирование) и непроизвольным, вызванным ассоциациями.

Воображение — необходимый компонент осознания деятельности.

«В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» (К. Маркс).

Структурные элементы   Процесс Впечатления Преобразование представлений Дополнение усвоенной информации
Построение образа конечного результата деятельности      
Создание образа процесса деятельности      
Создание образа модели поведения      
Воссоздание образов реального мира      

Интеллект

Интеллект (лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интеллект — биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (западная психология).

Интеллект — способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (материалистическое мировоззрение).

Многочисленные попытки дать определение интеллекту породили неоднозначность данного понятия, основанную на выделении тех или иных связей между духовным и материальным, идеальным и реальным, а также между психическими процессами мышления, памяти, восприятия, внимания. Однако все они сходятся на том, что интеллект — это способность функционирования человека в окружающем мире, а значит, способность:

• адаптироваться к окружающей среде;

• принимать правильные решения в разных ситуациях;

• осознавать и решать возникающие проблемы;

• делать правильный выбор;

• использовать природный ум, достижения культуры (образованность), делать собственные открытия (креативность, способность к творчеству).

Так как интеллект, безусловно, высшая форма психической деятельности, целесообразно рассмотреть его структуру, включающую психические механизмы взаимодействия с окружающим миром: внимание, восприятие, память, мышление.

эмоциональное и интеллектуальное - student2.ru

Наши рекомендации