Интеллектуальное взаимодействие


Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru Цели

Собственная

Собственная деятельность

Результат

процесса преподавателя

учащегося

Эмоциональное взаимодействие

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — есть способ организации вос- питательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни проте- кал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: ЦЕЛЬ ПРИНЦИ- ПЫ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДЫ СРЕДСТВА ФОРМЫ.

Цел ь отражает тот конечный результат педагогического вза- имодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Прин- ципыпредназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образо- вани я — специально отобранная и признанная обществом (госу-

дарством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в оп- ределенной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к кото- рому стремится учебное заведение, тот уровень и те достиже- ния , которые выражаются в категориях знаний, умений, навы- ков, личностных качеств.

Методы — это действия педагога и учащегося, посредством

которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержани- ем используются в единстве с методами. Форм ы организаци и педагогического процесса придают ему логическую завершен- ность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методичес- кой и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методиче- скую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд за- дач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методи- ческая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический про- цесс имеет еще более сложную структуру — психологическую:

1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального на- строя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утом- ления. Таким образом, в психологической структуре урока мож- но выделить три психологические подструктуры: 1) познаватель- ные процессы; 2) мотивация учения; 3) напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в дви- жение», необходим такой компонент, как управление. Педаго- гическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответ- ствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов: по- становка цели — информационное обеспечение (диагностирова- ние особенностей учащихся) — формулировка задач в зависи- мости от цели и особенностей учащихся — проектирование, пла- нирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) — реализация проекта —

5 1

контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактически- ми системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служа- щих достижению целей обучения. Можно выделить три ди- дактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Разделение концепций на три группы производится на

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
ве того, ка к понимается процесс обучения. В традиционной стеме обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.Ее составляют дидактические концеп- ции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гер- барт. Дидактику Гербарта характеризуют такие понятия, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, пред- писания. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Ло- гика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к приме-

нению знаний. Гербарт стремился организовать и систематизи- ровать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
К началу XX века эта система подверглась за авто- ритарность, книжность, оторванность от потребностей и интере- сов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы. Среди новых подходов выделяют педоцентристскую концепцию, в ко- торой главная роль отводится учению — деятельности ребен- ка. Воснове этого подхода лежит система американского педаго- га Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название

«педоцентристская» концепция носит потому, что Дьюи предла- гал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интере- сов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные спо- собности и разноообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естествен- ный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудности в про- цессе деятельности, формулировка проблемы и сути затрудне- ния, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследователь- ское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность де-

тей — сочинения, рисунки, театр, практические работы («педа- гогика действия») — активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, способности и умения. Однако абсолюти- зация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утра- те систематичности обучения, к случайному отбору материала, к большой трате времени, к снижению уровня обучения.

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют про- цессобучения. Современную дидактическую концепцию созда- ют такие направления, как программированное, проблемное обу- чение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л.Занков, В.Да- гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Д. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru  
Цели обучения в этих современных подходах предусматрива- ют не только формирование знаний, но и общее развитие уча- щихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных уме- ний, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельно- стью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое сотруд- ничество — это гуманистическая идея совместной развиваю- щей деятельности детей и педагогов на основе взаимопони- мания, проникновения в духовный мир друг друга, коллек- тивного анализа хода и результатов этой деятельности.Уроки сотрудничества, сотворчества — это длительный процесс пере- стройки мышления обучаемых от схемы запом-

Интеллектуальное взаимодействие - student2.ru ксхеме «познал (путем поиска вместе с учи- телем и

Наши рекомендации