Влияние учебной самооценки младших школьников на их предпочтения к способам выполнения учебных действий
Психология и педагогика воспитания учащихся (ПОм-1.4)
Анализ учебной эффективности предпочитаемых младшими школьниками индивидуальных способов и средств учения.
[В экспериментальной ситуации младшим школьникам предлагается выбрать для себя те или иные способы и средства для самостоятельного овладения установленными предметными умениями. Цель данного исследования – выявить, насколько выбираемые детьми способы и средства учения обеспечивают им достижение успеха. Диагностическая методика: контрольная работа по пройденному учебному материалу].
Диагностика развития действия контроля у младших школьников на уроках «Самоучка».
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные виды и формы контроля уровня овладения ими установленными предметными умениями. Цель исследования – определить уровень сформированности у детей действия контроля (самоконтроля, контроля своего одноклассника), а также возможные изменения этого уровня от урока к уроку. Диагностические методики: анализ детских работ; методика диагностики развития действия контроля П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой].
Диагностика развития действия оценки у младших школьников на уроках «Самоучка».
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные формы и критерии оценки уровня овладения ими установленными предметными умениями. Цель исследования – определить уровень сформированности у детей действия оценки (самооценки, оценки своего одноклассника), а также возможные изменения этого уровня от урока к уроку. Диагностические методики: анализ детских работ; методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха].
Развитие индивидуальных особенностей учения младших школьников на уроках «Самоучка».
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные способы выполнения учебных действий: планирования, контроля, оценки. В этой ситуации ярко проявляются их индивидуальные предпочтения, которые могут характеризовать их индивидуальные особенности учения в целом. Цель исследования – выявить устойчивые индивидуальные предпочтения детей к выбору тех или иных способов учения, определить зависимость их изменения от внешних или внутренних факторов. Диагностические методики: анализ детских работ; пост экспериментальное интервью; другие диагностические методики].
Примечание: Урок «Самоучка» (авторская разработка С.В. Зайцева) является примером развивающей образовательной ситуации. Это урок, на котором каждый ученик в классе может выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и самостоятельно пройти его для овладения новым учебным материалом. На уроках «Самоучка» одновременно решаются две важнейших задачи нового ФГОС: (1) развитие у младших школьников учебной самостоятельности и (2) обеспечение индивидуального подхода к учащимся.
Научный руководитель
канд. психологических наук, доцент
С.В. ЗАЙЦЕВ
Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников (ПОм-1.5)
1. Индивидуальные особенности учения младших школьников при овладении различным учебным содержанием.
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные способы выполнения учебных действий: планирования, контроля, оценки. В этой ситуации ярко проявляются их индивидуальные предпочтения, которые могут характеризовать их индивидуальные особенности учения в целом. Цель исследования – выявить, как содержание учебного материала (учебный предмет, тема урока) влияет на проявления индивидуальных особенностей учения младших школьников. Диагностические методики: анализ детских работ; анализ специфики учебного содержания, пост экспериментальное интервью].
Влияние учебной мотивации младших школьников на их индивидуальные особенности учения.
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные способы выполнения учебных действий: планирования, контроля, оценки. В этой ситуации ярко проявляются их индивидуальные предпочтения, которые могут характеризовать их индивидуальные особенности учения в целом. Цель исследования – выявить, как особенности учебной мотивации младших школьников влияют на их индивидуальные предпочтения. Диагностические методики: анализ детских работ; пост экспериментальное интервью; методика «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой; методика «Выбери задание» С.В. Зайцева].
Влияние учебной самооценки младших школьников на их предпочтения к способам выполнения учебных действий.
[В ходе серии экспериментальных уроков младшим школьникам предлагается выбирать для себя те или иные способы выполнения учебных действий: планирования, контроля, оценки. В этой ситуации ярко проявляются их индивидуальные предпочтения, которые могут характеризовать их индивидуальные особенности учения в целом. Цель исследования – выявить, как особенности учебной самооценки младших школьников влияют на их индивидуальные предпочтения. Диагностические методики: анализ детских работ; пост экспериментальное интервью; методика «Три оценки» А.И. Липкиной; методика «Самооценка ученика» С.В. Зайцева].