Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников (по А.Г. Асмолову)

Вид коммун. УУД Показатели Уровень сформированности
Высокий 20-30 баллов Средний 10-18 баллов Низкий 1-8 баллов
Коммуникация как кооперация Участие в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки. Участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими. - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми, - понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения. - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи. - ведомый - не хочет участвовать в диалоге. - не слушает и не понимает других.
Коммуникация как интериоризация Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное. - владеет большим словарным запасом и активно им пользуется. - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма. -молчит, не может оформить свои мысли -читает, но не понимает прочитанного
Коммуникация как интеракция Отстаивает свою точку зрения, соблюдает правила речевого этикета и дискуссионной культуры Понимает точку зрения другого. отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен - умеет слушать и слышать, дает обратную связь ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен. - слушает, но не всегда дает обратную связь пассивен или агрессивен. - молчит, игнорирует другого человека

(Цит. по: Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. - 151 с).

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временныˆх характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно%следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2007.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.

4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 2.

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 233 c.

6. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 c.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.

8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

9. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.

Задания для самостоятельной работы

Составить КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ при помощи данного конструктора.

Содержание:

1. Целеполагание

2. Социальный заказ общества

3. Технология организации и проведения учебного занятия

4. Описание компонентов учебного занятия

5. План учебного занятия

6. Методический инструментарий

7. Литература

8. Рекомендуемая литература для учащихся

9. Оформление доски, выставки

10. Ход урока

Тема урока:

Тип урока (н-р, урок усвоения новых знаний)

1. Цель учения(для учащихся), н-р:

- ориентировка в … понятиях

- проявление определенного уровня интереса

- осмысление общечеловеческих ценностей

- формирование диалогического сознания и т.д.

Цель обучения (для учителя), н-р:

- разработка и реализация идеи…

- приобщение к …

- воспитание …

- развитие потенциала учащихся …

- организация (какого?) общения учащихся с (чем?)…

2. Социальный заказ:

- реализация идеи …

- развитие (культуры, вкуса, способностей…)

- воспитание желания …

- раскрытие взаимосвязи …

3. Технология организации и проведения учебного занятия:

1. Подготовительный этап. Алгоритм: сообщение учащимся основных видов деятельности на предстоящем занятии; объяснение специфики домашнего задания.

2. Учебное занятие. Алгоритм: сообщение темы, изучение понятий, словарная работа, сообщение учащихся и т.д.

3. Алгоритм выборов методов, средств и форм обучения (назначение выбора: оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока).

4. Описание компонентов учебного занятия:

1) Условия достижения результата:

- взаимосвязь с…

- создание ситуации …

- осмысление…

- соблюдение преемственности …

- обращение к …

- заинтересованность в…

2) Последствия реализации целей занятия:

Добиваться:

- устойчивого интереса …

- проявление индивидуальности в понимании …

- желание участвовать …

- коллективной оценки ….

3) Основные принципы проведения учебного занятия:

- наглядность

- доступность

- систематичность

- многовариативность

- построение урока на основе …

- моделирование процесса …

4) Решение поставленных задач обеспечивается:

- вопросно-ответной системой

- фронтальным опросом

- практикой коллективных заданий

- методом …

- применением …

- использованием …

- созданием …

5. План учебного занятия:

1) Организационный этап

Итоги урока. Оценка работы учащихся и их поисковой деятельности.

6. Ход урока:

1. Организационный момент Основные элементы
  •постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); •организация планирования деятельности по достижению целей; •описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
     
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
  •определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); •организация выявления критериев достижения целей и задач данного этапа урока; •определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей; •описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; •описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; •описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса; •описание методов, форм и средств, способствующих достижению поставленных целей и задач.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
     
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
  •организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); •изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися ( на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); •описание форм и методов организации изучения нового учебного материала, используемых средств; •описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; •описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; •описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
     
4. Закрепление учебного материала Основные элементы
  •постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); •определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; •описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; •описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; •описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
5. Подведение итогов занятия Основные элементы
  •организацию определения продвижения к целям занятия; •определение целей, содержания и способов выполнения самостоятельной домашней работы обучающимися; •описание методов, позволяющих определить достижения обучающихся на уроке; •описание критериев, позволяющих определить степень удовлетворенности учащихся.
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
     
         

13. Современные образовательные технологии

Источник: http://www.selevko.net/1osnov.php

Наши рекомендации