Учреждение профессионального образования
1. Дайте классификацию форм организации образовательного процесса.
2. Охарактеризуйте формы теоретической подготовки будущих рабочих и специалистов.
3. Охарактеризуйте формы практической подготовки будущих рабочих и специалистов.
4. Какова структура урока производственного обучения?
5. Какова структура урока теоретического обучения?
6. Дайте классификацию дидактических средств обучения.
7. Расскажите о дидактических средствах теоретического обучения.
8. Расскажите о технических средствах обучения.
9. Перечислите дидактические средства производственного обучения.
10. Каким образом учебно-технологическая среда влияет на формирование общепрофессиональных и специальных компетенций будущего рабочего, и специалиста?
Задания:
1. Составьте примерный план-конспект урока теоретического и производственного обучения.
- Расскажите о перспективах развития средств обучения (написание эссе).
Тема 16. Воспитание в системе профессионального образования
1. Охарактеризуйте современные проблемы воспитания с позиций деятельности воспитательной системы среднего профессионального, высшего образования.
2. Расскажите о педагогических принципах, на которые опирается воспитательная система среднего профессионального, высшего образования.
3. В чем заключаются ценностные установки в работе воспитательной системы?
4. Поясните роль принципа профессиональной направленности в работе с обучающимися.
5. Какую роль самореализация для обеспечения личностно ориентированного подхода в воспитании будущих рабочих и специалистов?
Задания:
1. Опишите социальный состав учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, на основе выполненного описания подготовьте тематический план воспитательной работы в СПО.
2. Разработайте план-конспект воспитательного мероприятия по одному из направлений воспитания (трудовое, нравственное, физическое, умственное, эстетическое и т. д).
Тема 17. Педагог как субъект педагогического взаимодействия
1. В чем Вы видите особенности деятельности педагога профессионального обучения?
2. Перечислите основные виды профессионально-педагогической деятельности.
3. В чем заключается профессиональный рост педагога?
4. Что такое мастерство педагога профессионального обучения?
5.В чем заключается субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие педагога и учащегося учреждения профессионального образования?
Задания:
1. Определите профессиональные компетенции современного преподавателя. Приведите примеры профессиональных компетенций по каждому виду профессиональных компетенций.
2. Разработайте комплекс упражнений/рекомендаций для развития мастерства педагогического общения.
Тема 18. Управление в системе педагогического взаимодействия
1. Что такое управление в педагогическом взаимодействии?
2. Особенности управления познавательной деятельностью обучаемых.
3. Особенности управления образовательными системами. Государственно-общественный характер управления образованием.
4. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы управления.
5. В чем заключается мониторинг образовательного процесса?
Задание:
1. Проанализируйте нормативные документы регулирующие образование в РФ, выпишите из изученных документов статьи, подтверждающие государственно-общественный характер управления образованием.
Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Реферат по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС.
Выполнение рефератов работы является одним из видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по изучаемой дисциплине, овладение методами научных исследований, формирование навыков работы с научной литературой.
При выполнении реферата студент должен:
· продумать и составить план раскрытия темы реферата;
· собрать и изучить необходимую научную литературу и нормативные правовые акты по выбранной теме;
· творчески и критически проанализировать полученные материалы;
· систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
· решить задачи, поставленные перед исследованием;
· логически обосновать и сформулировать выводы и предложения.
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предложенных в методических указаниях тем. Студент имеет право самостоятельно предложить тему исследования, обосновав целесообразность ее исследования, согласовав ее с преподавателем. Руководитель оказывает необходимую помощь студенту в работе над рефератом (в подборе литературы и др. источников.
Структура реферата
Структура реферата включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Титульный лист содержит следующие сведения:
· полное наименование университета, института и кафедры;
· тему реферата;
· название реферата;
· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер академической группы);
· сведения о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность);
· наименование места и года выполнения.
Содержание отражает содержание и структуру работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.
Введение характеризует актуальность выбранной темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, применяемые в работе, обоснование выбора использованных научных источников и другой литературы, а также описание структуры работы.
Основная часть реферата делится на главы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее 2-х глав, а в их составе не менее 2-х параграфов.
Обязательным структурным элементом основной части реферата является аналитический обзор разработанности темы.
Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по теме реферата, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
В заключениираскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики; приводятся главные выводы, излагаются предложения. Заключение не должно содержать пересказа содержания исследования. В заключении подводятся итоги разработки темы, отражаются решение задач, поставленных во введении.
Литература, используемая для написания реферата должна соответствовать выбранной теме. В списке размещаются использованные литературные источники: монографии (отечественные и зарубежные), научные статьи, учебники, учебные пособия, справочные материалы, словари и др. Данные источники указываются в алфавитном порядке.
Приложения помещают в конце курсовой работы. Приложения необходимы для пояснения отдельных составляющих работы и могут включать образцы документов, статистические данные, графики, схемы и т.п.
Номер приложения размещают в по центру над заголовком приложения после слова «Приложение».
Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
Содержание реферата
Текст реферата должен соответствовать следующим требованиям:
· четкость структуры;
· логичность и последовательность;
· точность приведенных сведений;
· соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
При написании реферата следует обратить особое внимание на используемый понятийный аппарат. Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки пунктов – название глав. Каждая глава, но не пункт, начинается с новой страницы.
При изложении материала необходимо вести повествование в безличной форме, т.е. не использовать личные местоимения. Не следует писать, например, «я считаю…», «я установил…», «на мой взгляд…» и т.п. Личные формы необходимо заменять словами: представляется, думается и др.