Оценочные средства освоения дисциплины
Подготовка к практическим занятиям потребует от Вас освоения разнообразных форм работы с литературными источниками.
Аннотирование – свернутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.
Интеллект-карта или ментальная карта, схема «Блокстер» (автор Тони Бьюзен) – облегчение запоминания и понимания новых понятий и терминов, выработка коллективного решения, оформление учебного материала.
Конспектирование - краткое и последовательное изложение содержания прочитанного
Кла́стер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Лэпбук – это самодельная книга для самостоятельного обучения. Оформлена в виде картонной папки с наклеенными кратинками, выдвижными лентами, кармашками и т.д.
Матрица идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений, взглядов в трудах разных авторов.
Научная статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос. Содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть его основного текста. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно от 5 до 16 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста. Большое значение в научной статье имеет изложение заключения, научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспекты результатов исследования и показать пути их реализации в педагогической практике.
Портфолио — это «коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». Портфолио является формой оценивания реальных достижений студента
Постерная презентация - это статичная презентация на листе формата А0. Основные вопросы постерной презентации Что? Зачем? Когда? Где? Как? Кто? Постер должен быть красочный и запоминающийся, на нем должны быть изложены основные идеи Вашего доклада.
Постер должен хорошо и бегло прочитываться. Люди, которых вы заинтересовали своим постером, могут подойти и пообщаться с автором, поэтому небольшие подробности Вашей работы на постере можно и нужно опускать. Обязательно поместите на постер название доклада, имя автора и название научной организации. Не забудьте указать спонсоров (например, РФФИ, если работа проводилась по гранту).
Ещё несколько кратких советов по подготовке постеров:
- матовая бумага смотрится лучше глянцевой;
- избегайте больших объёмов текста, используйте иллюстрации, диаграммы, фотографии;
- используйте большие шрифты;
- подумайте об оригинальном и интересном размещении элементов – это важно;
- задействуйте больше графических элементов – изображений, диаграмм, графиков, стрелок и т.п.;
- используйте цвета для выделения иллюстраций;
- хороший докладчик – немаловажная часть хорошего постера!
Педагогические максимы– это наиболее яркие изречения, суждения известных педагогов, ученых, писателей.
Реферат –доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. С помощью реферата студенты включенные в исследовательскую работу, излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обычно раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Реферат должен показать эрудицию студента, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.
Рецензирование–личностная оценка содержания статьи, книги, монографии. С доказательными аргументами позитивных и негативных высказываний по поводу прочитанного материала.
Синквейн– краткое описание сущности изучаемой темы.
1 строчка – одно слово – тема (выражено существительным);
2 строчка – описание темы в двух словах (прилагательные, глаголы);
3 строчка – описание действия в трех словах в рамках этой темы (глаголы, деепричастия);
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5 строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы.
Составление рекомендаций–составление на основе всестороннего изучения рекомендаций по преобразованию (использованию, взаимодействию, управлению и т.д.) исследуемого процесса, объекта.
Схема-коллажпо материалам лекции. Коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют различные типы коллажей:
а) «солнечная система», в центре которой – «ядро» с ключевым понятием и «лучами» – дополнительной информацией;
б) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть – нет;
в) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и др.
Тезсы(от греческого «утверждение, положение») – в широком смысле – изложение некоторой теории, в узком – основополагающие утверждения – принципы. В логике – утверждение, требующее доказательства. Тезисы различаются:
- по степени полноты – простые (краткие) и сложные (развернутые);
- по способу изложения (текстуальные и свободные).
Тезаурус – запас информации, который, постепенно пополняясь, служит фундаментном, составляет информационную базу для какого-либо вида деятельности. В результате заполнения тезауруса образуется упорядоченное множество базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря с определением понятий или без него.
Тезисы – это докладываемое положение или утверждение. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д. Как правило, при проведении научных конференций, семинаров и т.д. принято публиковать сборники тезисов докладов и выступлений их участников. Тезисы – это очень короткий документ от 1 до 3 страниц компьютерного текста. Их объем для всех участников заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п. Основная задача при написании тезисов – в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет доложить участникам семинара, конференции, или симпозиума.
Тезирование–лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.
Эссе - литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем
На практических занятиях Вам предстоит научиться обсуждать проблемы дошкольной педагогики, выступая перед своими сокурсниками и преподавателем. При подготовке к выступлению на практическом занятии рекомендуется учесть, что:
- у Вас ограничено время, поэтому четко выделите основные мысли, сформируйте их, продумайте «переходные мостики» от одного пункта к другому;
- записать не все выступление, а тезисы, иначе есть опасность, что Вы начнете читать;
- выступая, интонационно выделите главные мысли;
- в заключительной части выступления необходимо сделать основные выводы, избегая при этом прямых повторений
В ходе подготовки к семинарским занятиям Вам необходимо пользоваться обязательной литературой.
Обязательная литература
- Виноградова, Н.А.Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых [Текст] /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М., 2013.
-Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб., 2012
- Дошкольная педагогика [Текст] /состав. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М., 2012
- Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] /О.В. Пастюк – Ростов н/Д., 2009.
- Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И. Турченко. – М., 2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013. № 1155 (б.и).
Дополнительная литература
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] /Т.М. Бабунова. – М., 2007.
2. Болотина Л.Р., Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П Баранов, Т.С. Комарова – М., 2005.
3. Дошкольное образование: словарь терминов /сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова. – М., 2005.
4. Дошкольная педагогика [Текст]. В 2-х ч./под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Самороуковой. – М., 1988
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2002.
6. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие /Е.А. Лобанова. – Николаев, 2005.
7. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980
Интернет-ресурсы
1. Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: [email protected]
2. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки. Режим доступа: URL:http:www.auditorium.ru
3. Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: http://www.edu.гu
4. Одаренный ребенок. Режим доступа: childpsy.ru›Библиотека›books/id/8267.php
5. Педагогика. Режим доступа: http://www.pedagogi.ru
6. Педагогическая библиотека. Режим доступа: http://www.pedlib.ru
7. Российский образовательный правовой портал. Режим доступа: http:www.law.edu.ru
8. Российский общеобразовательный портал. Режим доступа: ttp://www.school.ru
9. Российский портал открытого образования. Режим доступа: http:www.openet.ru
10. Электронная библиотечная система ibooks.ru
11. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE» http://biblioclub.ru
12. Электронная библиотечная система Издательства «Лань» http://e.lanbook.com
13. Федеральный институт развития образования. Режим доступа: http://www. firo.ru
Первый обзорный экскурс
Название дисциплины _______________
А вот первое задание!
Внесите необходимую Вам информацию
Таблица 1
«Дошкольная педагогика»
Общее количество часов по дисциплине | Количество лекционных часов | Количество семинарских часов |
Дисциплина читается | В течение одного семестра | В течение двух семестров |
Расписание занятий | ||
Лекционные занятия | ||
Семинарские занятия |
Контрольные точки | 1 контрольная точка | 2 контрольная точка |
Итоговая форма отчетности |
Преподаватель лекционного курса | |
Преподаватель семинарский занятий |
Вводное занятие