Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.4 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО С ОСНОВАМИ АРХИТЕКТУРЫ»

Специальность - 250203.65

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Квалификация - инженер

Форма обучения - очная

Луга

2012 г.

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – выявить сущность теории и методологии градостроительства и основ архитектуры, их взаимосвязь с историей архитектуры. Овладение системой понятий, закономерностей градостроительства. Знакомить студентов с современными концепциями и парадигмами современной архитектуры. Раскрыть сущность градостроительных проблем современности и возможных путей их решения. Подготовка выпускников к восприятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего прогресса ландшафтной архитектуры, показать области применения знаний по градостроительству и основ архитектуры на практике.

Задачами курса является:

- знакомство с методикой проектирования в ландшафтной архитектуре;

- изучение основных этапов проектирования;

- освещение современных проблем развития градостроительства, его взаимодействия с другими науками и хозяйственной практикой.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «градостроительства с основами архитектуры» входит в блок специальные дисциплины подготовки специалиста по специальности 250203.65 садово-парковое и ландшафтное строительство. Общая трудоемкость курса 120 часов, из которых: аудиторных 60 часов, (лекций 36 часов, 18 часов практических занятий), 60 часов самостоятельная работа, КСР – 6 часов.

Форма итоговой аттестации: экзамен в 4 семестре.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- принципы расселения и районную планировку;

- функционально – планировочная организация города;

- рационально использовать изобразительные средства и приемы их применения;

- планировочные зоны, транспортную систему;

- характеристику природных условий и современного состояния проектируе­мого района;

- экологический подход при проектировании объектов ландшафтной архитектуры

- развитие российской архитектуры на современном этапе.

Уметь:

- подготовить и утвердить задание на разработку проекта;

- разрабатывать и сравнивать варианты проектных решений;

- оформлять графические и тек­стовые материалы по согласно СНИП и ГОСТ;

- проектировать объекты ландшафтной архитектуры;

- макетировать в различных материалах и масштабах;

- работать с цветом;

- проектировать в машинной векторной графике.

Владеть:

- навыками планирования и организации мероприятий по оценке и учету проектируемых объектов ландшафтной архитектуры;

- приемами выбора технических средств и методов проектов исследований;

- навыками работы с нормативной и проектной документацией.

Структура и содержание дисциплины

(распределение часов по темам дисциплины)

(очная форма обучения)

Номера и название разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе часов аудит. занятий Лекции (час) Практические занятия (час) Время, Отводимое на самостоятельную работу (час)
4 семестр
Введение     - -
1.Принципы расселения и районная планировка.
2.Введение в историю архитектуры и градостроительства.
3.Ландшафт – основа градостроительного проектирования населенных мест.
4. Основы pайонной планиpовки
5. Функционально-планиpовочная оpганизация гоpода
6.Планиpовочные зоны, тpанспоpтная система
7.Общественные центpы истоpических и совpеменных гоpодов
8. Понятие об аpхитектуpном ансамбле.
9. Жилая сpеда; пpомышленность
10. Оpганизация гpадостpоительного пpоектиpования.
11. Экологический подход пpи пpоектиpовании объектов ландшафтной аpхитектуpы.
КСР      
Экзамен          
Итого (60+6)

ПРОГРАММА КУРСА

Введение.Цель и задачи градостроительства, его объекты и методы. История развития градостроительства, достижения науки и практики в этой области. Роль и значение градостроительства и садово-парковых насаждений.

Тема 1. Принципы расселения и районная планировка. Районная планировка. Система расселения. Классификация населенных мест. Формы расселения. Автономная и групповая. Группы населенных мест. Четыре типа групп. Агломерация. Генеральная и региональная схемы расселения. Организация отдыха. Комплексный подход. Задачи районной планировки по охране и улучшению окружающей среды. Планировочные мероприятия. Технические мероприятия. Территориальные комплексные схемы охраны природы. Основные задачи и виды районной планировки. Промышленность, сельское хозяйство.

Тема 2. Введение в историю архитектуры и градостроительства. Эволюция пространственной среды городов. Древние города. Три типа структур городов. Средневековые города и города Возрождения. «Идеальные города». Преобразования европейский городов. Бурный рост городов – результат появления механического транспорта.

Тема 3. Ландшафт – основа градостроительного проектирования населенных мест. «Города – сады будущего» – Эбинизер Говард. Города спутники. Первый город – сад в Англии. План «Вуазен». Ле Корбюзье «деревню в город». Линейный город. Город имеющий микрорайонную структуру. Зеленый город. Дом-город. «Лучезарный город» – функциональный город. Социально-территориальная единица – микрорайон. Социально-пространственные элементы города. Город как отпечаток социальной жизни.

Тема 4. Основы pайонной планиpовки.

Задачи районной планировки по охране и улучшению окружающей среды. Планировочные мероприятия. Технические мероприятия. Территориальные комплексные схемы охраны природы. Основные задачи и виды районной планировки. Промышленность, сельское хозяйство.

Тема 5. Функционально-планиpовочная оpганизация гоpода. Планировочная структура территории города. Классификация городов и поселков городского типа. Градообразующие факторы. Проектная численность населения. Выбор территории для строительства. Функциональная организация территории и планировочная структура города. Принцип организации и планировочная структура пригородной и зеленой зон. Размещение и структура промышленных районов и зон города. Размещение и структура селитебных зон города. Система учреждений обслуживания. Общественные центры города. Система дорог, улиц и площадей города. Формирование архитектурно-художественного облика города. Охрана и улучшение окружающей городской среды.

Тема 6. Планиpовочные зоны, тpанспоpтная система. Планировка, застройка и благоустройство жилых районов и микрорайонов. Планировочная структура жилых районов и микрорайонов. Учреждения и предприятия обслуживания. Жилая застройка. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к застройке, охрана и улучшения окружающей среды. Экономика жилой застройки и основные технико-экономические показатели, архитектурно-пространственная композиция жилой застройки. Местная улично-дорожная сеть. Автомобильные стоянки и гаражи. Озеленение и благоустройство. Организация рельефа. Инженерное оборудование, использование подземного пространства.

Тема 7. Общественные центpы истоpических и совpеменных гоpодов. Зоны бытового обслуживания населения. Торговые точки и общественные помещения. Улицы пассажи. Храмы. Театры. Библиотеки. Стадионы. Мерия. Префектура. Суды. Госучреждения. Техникумы. Вузы. Конструкторские и проектные институты. Театры. Стадионы. Рестораны. Точки общепита. Медицинские учреждения. Предприятия службы быта.

Тема 8. Понятие об аpхитектуpном ансамбле. Отдельное здание и ансамбль их различие. Общественные здания. Промежуточные пространства. Наружное промежуточное пространство. Внутреннее промежуточное пространство. Атрибуты наружнего промежуточного пространства. Городской интерьер.

Тема 9. Жилая сpеда; пpомышленность. Формирование Пространства жилой среды. Социально-функциональная роль жилой среды. Зонирование территории жилой среды. Типология и структурные элементы жилой среды. Влияние природно-климатических условий на формирование открытых пространств. Экологические проблемы жилой среды. Условия формирования промышленных зон в городской среде. Экологические проблемы при проектировании промышленных предприятий. Промышленные здания в городской застройке. Предприятия в промышленной зоне города. Связь внутреннего пространства промышленного здания с внешним.

Тема 10. Оpганизация гpадостpоительного пpоектиpования. Градо-строительное проектирование. Методика градостроительного проектирования. Стадии градостроительного проектирования и содержание чертежей. Графическое оформление градостроительных чертежей.Особенности градостроительного проектирования в условиях реконструкции. Общие положения и основные задачи реконструкции города. Основные требования к архитектурно-планировочному проектированию реконструкции жилой застройки. Особенности реконструкции городов, имеющих ценное архитектурно-историческое наследие. Основные принципы проектирования реконструкции исторических городов. Значение малых населенных мест в системе расселения. Особенности планировки и застройки малых городов и поселков городского типа. Особенности планировки и застройки сельских населенных мест. Зонирование территории. Селитебная зона. Планировка приквартальных участков. Общественный центр. Производственная зона. Уличная сеть. Архитектурная композиция.

Тема 11. Экологический подход при проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Экологическая архитектура. Город и деревня. Ядовитые плоды. «Эпидемия» садовых участков. Экологическая эволюция. Природа в архитектуре. Вторая природа, похоронившая под собой первую настоящую. Символы природы в здании. Сад внутри дома. Экология – природоохранная экология – санитарно-гигиеническая. Экологические проблемы жилой среды. Антропогенные нагрузки. Интерьерно-ландшафтная зона. Ландшафт и водоемы. Роль парков в городе. Оценка микроклимата. Инженерная подготовка. Организация рельефа. Озеленение и благоустройство.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

5.1 Образовательные технологии

Изучение дисциплины «градостроительство с основами архитектуры» включает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции представлены в традиционной форме чтения с использованием новейшей информации из научной литературы. При необходимости для иллюстраций теоретического лекционного материала целесообразно применение оборудования технических средств обучения (ТСО).

Практические занятия основаны на изучении программ и создании новых электронных проектов.

Организация самостоятельной работы студентов предполагает:

- проведение индивидуальных занятий под контролем преподавателя;

- обязательное выполнение разработанных преподавателем индивидуальных занятий;

- консультации преподавателя-лектора;

- обязательную работу с дополнительной литературой;

- подготовку тезисов докладов для выступления на семинарах, научных конференциях, участия в конкурсах студенческого научного общества;

- выполнение текущих домашних заданий.

Информационные технологии обучения предусмотрено использовать на практических занятиях и при самостоятельной работе.

Программы для проектирования: Средства MS Office, AUTOCAD, ArhiCAD, ArCon, CorelDRAW, Photoshop.

Активные методы обучения представлены в форме занятий в художественной студии, проводимых на практических занятиях и в самостоятельной (творческой) работе студентов по индивидуальному заданию и участие в выставках и конкурсах по ландшафтному дизайну.

Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к экзамену

1. Принципы расселения и районная планировка.

2. Планировочная структура жилых районов и микрорайонов.

3. Основные задачи и виды районной планировки.

4. Местная улично-дорожная сеть.

5. Задачи районной планировки по охране и улучшению окружающей среды.

6. Автомобильные стоянки и гаражи.

7. Эволюция пространственной среды городов. Древние города. Три типа структур городов.

8. Озеленение и благоустройство микрорайона.

9. Средневековые города и города возрождения. «Идеальные города».

10. Методика градостроительного проектирования.

11. Преобразования европейских городов.

12. Стадии градостроительного проектирования и содержание чертежей.

13. Бурный рост городов – результат появления механического транспорта.

14. Графическое оформление градостроительных чертежей.

15. Города - «Сады будущего» - Эбинизер Говард. Города спутники. Первый город-сад в Англии.

16. Общие положения и основные задачи реконструкции города.

17. План «Вуазен». Ле Корбюзье «Деревню в город».

18. Основные требования к архитектурно-планировочному проектированию реконструкции жилой застройки.

19. Город имеющий микрорайонную структуру. Зеленый город. Дом – город. «Лучезарный город».

20. Особенности реконструкции городов имеющих ценное архитектурно-историческое наследие.

21. Социально-территориальная единица - микрорайон.

22. Основные принципы проектирования реконструкции исторических городов.

23. Город, как отпечаток социальной жизни.

24. Особенности проектирования малых населенных мест.

25. Классификация городов и поселков городского типа .

26. Особенности планировки и застройки малых городов и поселков городского типа

27. Градообразующие факторы. Проектная численность населения.

28. Особенности планировки сельских населенных мест.

29. Функциональная организация территории и планировочная структура города.

30. Экологическая архитектура. Город и деревня.

31. Принципы организации и планировочная структура пригородной и зеленой зон.

32. Природа в архитектуре.

33. Размещение и структура промышленных районов и зон города.

34. Экология – природная, санитарно-гигиеническая.

35. Общественные центры города.

36. Экологические проблемы жилой среды.

37. Система дорог, улиц и площадей города.

38. Антропогенные нагрузки.

39. Формирование архитектурно-художественного облика города.

40. Охрана и улучшение окружающей среды.

41. Классификация городов и поселков городского типа.

42. Особенности планировки сельских населенных мест.

43. Экологическая архитектура. Город и деревня.

44. Природа в архитектуре.

45. Социально-территориальная единица – микрорайон.

46. План «Вуазен». Ле Корбюзье - «Деревню в город».

47. Город, как отпечаток социальной жизни.

48. Особенности проектирования малых населенных мест.

49. Графическое оформление градостроительных чертежей.

50. Общие положения и основные задачи реконструкции города.

Наши рекомендации