Основы новой педагогики (1913 г.)
Задачи по базовому модулю 1
Модуль I. Тема 1. Задание 1.
В учебниках и учебных пособиях по педагогике представлены различные позиции в определении предмета педагогики. Составьте таблицу, отражающую точки зрения исследователей на предмет педагогической науки.
Например:
Версия | Автор, название учебника |
1. Предмет педагогики – это воспитание как функция человеческого общества передавать новым поколениям знания, мораль, опыт, как в организованных формах, так и в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды | Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. |
Обозначьте свою позицию по этому вопросу, свой ответ обоснуйте.
Задание 2. На основе сравнительного анализа текстов (фрагмента из работы В.П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и статьи Э.Д. Днепрова «Школа и общество») и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов.
Актуальны ли эти идеи сегодня для современной педагогической теории и образовательной практики?
Задание 3.«Каждый решает по-своему»
Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл данного утверждения? Принижается или возвеличивается им достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.
Задание 4. Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).
Вахтеров В.П.(1853-1924), педагог, методист, деятель народного образования
Основы новой педагогики (1913 г.)
«Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны.
Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. (...)
Воспитание – это самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку. И сейчас на этом пути стоят непреодолимые преграды в виде шаблонных программ, экзаменов, всевозможных формальностей, господствующих в школе и идущих в школу извне, а школьные требования не могут не отразиться и на семейном воспитании. Но когда-нибудь эти преграды будут снесены, и тогда педагог будет художником своего дела и, как художник, проникнет в основное, господствующее индивидуальное стремление ребенка и положит его в основу своей работы.
Действуя таким образом, школа будущего станет служить во благо и самого ученика, и общества, в котором ему придется жить, когда он вырастет. (...) Большое благо работать там, куда влекут нас и наши преобладающие стремления, и наши индивидуальные способности.
Хорошо и тому обществу, где на каждом общественном и трудовом посту стоят люди, любящие свое дело, считающие его своим призванием. Там не пропадают самые ценные богатства, какие только есть в мире, – людские дарования. Там наилучшие условия поступательного движения вперед.
Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться. (...)
Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик.., то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика - на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления. (...)
Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное - возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармонического развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием. (...)
Этой идее принадлежит будущее, потому что она толкает людской род все вперед и вперед по пути прогрессивного развития, а современная жизнь показала, что народы, выступающие на дорогу прогресса, богаче, умнее, просвещеннее, здоровее, нежели остальные народы» (Основы новой педагогики// Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХв. – М., 1990.
Днепров Э.Д.
Школа и общество
«Идея развития – ... узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества...
Первый аспект идеи развития – постоянно развивающаяся школа. Она снимает многие из наболевших проблем, в частности нынешнюю противоестественную ситуацию аномальности учительского творчества, педагогического новаторства. Поиск становится органическим компонентом и фактором ускорения развития школы...
Второй аспект идеи развития – решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка.
Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармонического развития личности, своим дидактоцентризмом содержания, форм и методов образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков. Эмоциональное – примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стойкая от него отчужденность – естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узкопонятого учебного труда, безадресности его результатов. (...)
Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы...
Не менее существенное препятствие развитию ребенка – господствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни». Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание – от других факторов развития детей, зачастую более значимых, особенно в подростковом и юношеском возрасте, средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования. (...)
Первостепенная задача новой школы – устранить плотины, мешающие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, которая могла бы всемерно стимулировать это развитие.
Третий аспект идеи развития – нацеленность школы как социокультурного института не на воспроизведение закосневших форм общественного бытия, а на развитие общества.
В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; как условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жизни; как механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.
Преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.
Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это – ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса
становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.
Модуль I. Тема 2.
1. Разработайте и заполните таблицу по основным категориям педагогики: «воспитание», «обучение» и «образование» (основные критерии для таблицы: существенные признаки понятия, совпадающие и несовпадающие признаки).
2. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности». Составьте схему, отражающую эти взаимосвязи. Напишите свои пояснения к этой схеме.
Модуль I. Тема 3.
Задание 1.Дайте характеристику основным методам педагогического исследования по следующей схеме:
· определение;
· характеристика;
· требования к использованию;
· сильные и слабые стороны.
Задание 2. Какие направления, проблемы научно-педагогического исследования, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными в настоящее время? Почему?
Задание 3.Сформулируйте тему педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат.
Литература
1. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.
2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.
5. Введение в научное исследование по педагогике / Под. ред. В.И.Журавлева. М., 1988.
6. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
7. Скалкова Методология и методы педагогического исследования. М., 1999.
Модуль I. Тема 4.
Задание 1.Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, формирование личности, социализация личности, становление личности, развитие личности. Являются ли эти понятия синонимами? Тождественны ли они? Что общего и что различного в этих понятиях?
Задание 2.Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?
Факторы | Суть влияния |
Наследственность | |
Деятельность | |
Географическая среда | |
Социальная среда | |
Общение | |
Воспитание |
Задание 3.О каких факторах, влияющих на развитие личности, говорят авторы приведенных отрывков? (См. проблемно-аналитический материал). Со всеми ли высказываниями вы согласны? Какие из них вызывают возражения? Почему?
Задание 4.Прочитайте следующий литературный отрывок:
«- Мальчики – люди, и девочки – люди. Значит между ними нет разницы.
Так говорят одни.
- Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилежнее,
деликатнее.
Так говорят другие.
- …Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее,
больше их все занимает, их легче убедить.
- У девочек сердце мягче.
- Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.
- Неправда.
И они спорят и никак не могут согласиться». Этот диалог – извечный спор на всегда волнующую взрослых тему –
воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак.
«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» - подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих рассуждений, что спор о том, кто лучше, - беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга – эти мальчики и девочки.
А что думает Вы? Внесите свое мнение в таблицу.
Особенности развития | Мальчики | Девочки |
Физиологическое, физическое развитие | ||
Отношение к окружающим | ||
Отношение к себе |
Задание 5.Мы согласились с Вами с тем, что знание особенностей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности, для правильной организации педагогического процесса. Не навредить ребенку! – этот непреложный закон педагогической деятельности знают как будто все, однако…
В 90-е гг. делегаты Всесоюзного съезда работников народного образования получили при регистрации удивительный по пронзительности и силе эмоционального звучания документ – «Открытое письмо врача учителю» (автор А.А. Дубровский): «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем!»
Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу, запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.
Задание 6.Решение педагогических ситуаций (См. проблемно-аналитический материал)