Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
МДК 2.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Тема 2.1. Особенности содержания, организации и методики обучения ДПИ и ИЗО
Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса. Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.
Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.
Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:
- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)
- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)
- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)
- по типу занятий.
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:
– установление целей и задач теории;
– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;
– обоснование принципов и правил обучения;
– определение содержания и форм организации обучения;
– разъяснение методов и средств обучения;
– характеристика материальных средств обучения.
Дидактические принципы в связи с методикой препод. основ изо. искусства в школе:
-принцип научности: связь науки и учебного предмета
-принцип наглядности: подкреплено зрительным восприятием.
-принцип сознательности и активности учащихся
-принцип связи теории с практикой
-принцип прочности усвоения знаний
-принцип систематичности и последовательности
-принцип воспитат-го обучения
Принцип воспитат. обучения формирует личность нравственной, правовой, эстетической, физ. культуры и жизнедеят-ти, общения. Воспитывает интеллект-е развитие и, индивид. познавательные способности с учетом интересов обучаемых.
Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.
Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).
Функции наглядности:помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Виды учебной наглядности
Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т. д. )
Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т. д. )
Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др. )
Методы наглядного обучения
Рисунок на классной доске помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.
Зарисовка учителя на полях рисунка школьника нужна, если ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя имеет большое образовательное значение. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик запоминает все детали этого процесса, и потом старается делать так, как сказал педагог.
Демонстрация рисунков выдающихся художников сыграет большую роль в обучении, т. к. ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. .
Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.
Основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:
схематические рисунки и таблицы;
слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;
специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;
рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
репродукции картин и рисунков мастеров;
кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;
специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.