Педагогические последствия
Вкладка 2. Основные кризисы школьного возраста и их преодоление с точки зрения вальдорфской педагогики.
1. Кризис девятого года жизни.
2. Кризис двенадцатилетия.
3. Проблема полового воспитания с точки зрения вальдорфской педагогики.
Вкладка 3. Культура свободы как основа вальдорфской педагогики.
Вкладка 4. Почему мы празднуем христианские праздники.
Вкладка 5. Психологическое консультирование в вальдорфских школах.
1. Общие принципы воспитания детей разных возрастов.
2. Как воздействует воспитание в ребенке тех или иных духовно-душевных процессов на его жизнь во взрослом состоянии.
Ф. Карлаген. Глобальные проблемы. Из книги «Воспитание к свободе»
Печатается по Карлаген , Франс. Воспитание к свободе/ Перевод с нем. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992 - 372 с.: ил.)
Школа в индустриальном мире.
В начале 50-ых годов нашего столетия отдельные социологи США выдвинули идею, которая за это время широко распространилась и, вероятно, значительно повлияла на будущее не только школы, но и всего человечества. Идея заключалась в следующем: образование следует рассматривать не только как потребление, но и как вложение капитала, способствующее развитию экономической жизни (Хусен Т. Школа 80-ых годов). Тогда же появилась новая университетская дисциплина под названием "экономика образования". По новому стали смотреть на преподавание. Университеты стали считаться производителями знаний, а школы распределителями. Американские исследователь Фритц Маклер сообщил несколько лет назад, что "индустрия образования" (педагогически исследования и школьное образование) развиваются сейчас в США почти вбвое интенсивнее, чемс все остальные отрасли промышленности. Возможна и такая точка зрения: считать школу производственным предприятием, если представить себе ежегодно выпускаемых учеников производственным товаром, имеющим ценники в виде аттестатов.
Планирование на будущее
В связи с этим была предпринята попытка представить проблемы этого производства глобально, по образцу других промышленных проектов с учетом перспективы. При планировании школьные эксперты учли некоторые предсказания футурологов. Если не произойдет больших мировых катастроф, то промышленность страны будет развиваться примерно следующим образом. Машины будут все в большем объеме заменять людей. Число заводских рабочих уменьшится, число служащих увеличится. Повышение потребности профессионалов в теоретических знаниях, возросшая свобода, значительное увеличение исследовательских работ, рост населения, желание современного человека осознанно подходить ко всем областям жизни, - все эти факторы, которые в свою очередь приведут к" обратному взрыву", который в свою очередь отразится на всей жизни человеческого сообщества. Школьное образование и знания будут самыми значительными символами статуса.
Мы сейчас находимся в центре этого "взрыва" . В 1950 - 1965 гг. во всех учебных заведениях мира полную учебную неделю занимались примерно столько же учеников, сколько за последнюю тысячу лет.
В странах с централизованным школьным образованием все образовательные учреждения решают очень сложную задачу. Они должны предвидеть все, что поребуетс сделать и направить в нужное русло. Проектирование, научные исследования, строительство, подготовка учителей - все это требует уже огромных затрат и большого количества служащих и специалистов, которые будут этим заниматься.
Многим представляется, что в этой ситуации очень поможет подход, в котором школьное дело рассматривается как отрасль производства, требующая рационализации. Методы обучения, находящиеся в центре современных педагогических дебатов, представляются во многом разработанными, исходя из этого "индустриального аспекта"; их целью является создание более эффективного "производства". Ниже рассмотрим некоторые вытекающие отсюда выводы.
Педагогические последствия.
Так как научные исследования и техника, а значит и жизнь всего общества, становятся все более сложными, то и общее и профессиональное образование в будущем должно давать больше фактических знаний, чем раньше.
Современное развитие характеризуется очень быстрой сменой разных технологий, поэтому большие группы людей нуждаются в постоянном повышении квалификации и, стало быть, важнейшей задачей школы будет не просто передать знания как таковые, а "научить учится". Поскольку сейчас самый ценный "производственный фактор" - учитель, а хороший учитель - большая редкость, то все большая роль начинает отводится вспомогательным средствам самообразования: новым типам учебников, "дидактическим пакетам", обучающим машинам, телевидению. Материалы для стандартных экзаменов могут подготовить соответствующие учреждения или центральный институт. А проверку работ и оцениванию можно доверить компьютерам. Таким образом, учитель постепенно перестает преподавать сам и занимается только направлением, организацией и контролированием работ учеников.
Так как интенсивное образование, проводимое учителем, требует относительно небольших групп учеников, а такие виды занятий, как показ фильма, презентация материала и постановка задачи можно проводить и в больших группах, то утверждают, что классное обучение "постепенно отомрет" (Т. Хусен), а классные комнаты будут заменены другими помещениями, соответственно оборудованы. Ученики все больше будут работать каждый день для себя и все меньше будут знать, что делают другие. Во всех высокоразвитых странах сейчас школьные эксперты заняты тем, что составляют учебные программы для "индустриализации" школы. Эти школьные планы ориентированы на школы с количеством учеников не менее 2000, только в этом случае организационно и экономически возможно рентабельное производство. Но что же тогда будет с человеком, с человеческими отношениями, с глубочайшим познанием - познанием человека и человеческого общества?
Современная цивилизация оказывает очень глубокое влияние именно на маленьких детей - если только родители сознательно не творят иных форм - она дает слишком много односторонних внешних впечатлений и информации, но совершенно недостаточно импульсов для "моторики", воли и жизненных чувств, если, конечно, родители осознанно не создают другую атмосферу жизни детей.
Индустриализованная школа, с ее потоком информации и непдостаткопм общения, очень способствует распространению это опасной тенденции Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Это неизбежное следствие того пути, по которому мы идем.
В государственных школах , где новые формы работы еще не нашли такого широкого применения, есть, конечно, учителя, способные создать вокруг себя атмосферу радости, защищенности и приветливости. Кто таких педагогов знает, тот с большим уважением относится к их работе . Но как эти социальные качества можно сделать плодотворными для школы, если утратится самая главная предпосылка для глубоких человеческих контактов на занятиях как таковых, если учителю все больше отводится роль простого "наблюдателя", "контролера"?
Вопрос о значении индустриализированной школы для человека нужно рассматривать еще в одном направлении.
Бунт молодежи.
Что-то загадочное есть в том брожении, которое чувствуется уже несколько лет среди молодежи и полностью проявилось в волнениях 1968 года, имевших место в большинстве стран мира.
Эти беспокойства среди молодежи ни в коем случае нельзя объяснить только обычным несогласием молодого поколения со старшим. Оппозиция была направлена не против наших слабых сторон, а наоборот, против того, что многие относят к сильной стороне нашей современной цивилизации, а именно против погони за более высокими производственными показателями и более высоким жизненным уровнем. Многим думалось, что эта погоня будет бесконечно продолжаться , что будут возникать все новые и новые материальные цели, к которым все будут стремится. Но тут приходит молодежь и приостанавливает вращение колеса производства. Она не хочет в этом участвовать. она ищет другие цели. Она одевается в заштопанные джинсы, надевает деревянные башмаки, бросает учебу не заботясь о карьере. Вместо этого она участвует в митингах и демонстрациях, в сходках активистов. Некоторые из них выглядят как индийские Садхи - мягкий, отсутствующий взгляд из-под круглых очков, с бородо и длинными волосами. Вся эта причудливость говорит о серьезном симптоме, о растущем интересе к йоге, к дзен- буддизму и традиционным религиям. Это свидетельствует о неудовлетворенности духовных потребностей в рамках общепризнанного западного образа жизни.
Студенческие мятежи.
Что хотели студенты сказать своим мятежом? Был ли он доказательством " резкого полевения" или растущего влияния Маркса, Маркузе и Че Гевара? А может быть, они хотели доказать социальную несостоятельность традиционного капитализма или хотели более активно участвовать во всем, что происходит в мире? Показать ужасные противоречия между поколениями ("не верь тем, кому больше тридцати") или возразить против западноевропейского вульгарного материализма? Наверняка, всего понемножку. Будущим историкам будет тяжело понять это сложное переплетение отдельных мотивов и локально обусловленных комплексом проблем. Но уже сейчас совершенно очевидно один основной факт, что этот всемирный мятеж почти везде начался как протест против политизированного обучения в университетах.
Один шведский преподаватель университета следующим образом обобщил некоторые важные положения истории возникновения волнений. Можно " с большей долей уверенности сказать, против чего не были направлены волнения. Это не было выступление против профессоров и преподавателей как таковых, а только в той мере, в какой они представляли истеблишмент, присоединялись к нему и защищали его. Студент требовали отставки не преподавателей Колумбийского университет или университет Беркли, а дирекции, состоящей не из ученых, а деловых людей и выдающихся политических деятелей". (Брандель Г. Школьная реформа и кризис университетов).
То, что именно во Франции студенческий мятеж принял такие радикальные формы несомненно связано со старыми централисткими тенденциями в образовании. "Французская университетская администрация является администрацией в прямом смысле слова: экзаменационные требования, учебные планы, назначения преподавателей и репетиторов, все от служащих университета до кухонных персонала назначаются на общегосударственном уровне, непосредственно под эгидой министра образования". В 1963 г французский министр образования Фуше представил план, целью которого была "индустриализация" университетов и студентов. Двухступенчатое обучение - суть реформы Фуше. Ранняя специализация, уменьшение времени обучения, инфляция экзаменов и зачетов, непосредственное влияние предпринимательских объединений - все это ещ больше усиливает государственную регламентацию образовательных учреждений, что имеет очень глубокие корни во Франции еще со времени Наполеона и раньше. Один и тот же мотив, но с различной силой проявлялся почти во всех студенческих мятежах. Интенсивнее сопротивление против включения обучения в индустриальный контекст проявилось довольно четко в том, что несколько студентов университета Беркли во время мятежа обвинили учебные заведения в обращение со студентами как с IBM перфокартами.
"Индустриализация" школ и университетов характеризуется в основном двумя признаками:
во-первых, учебные планы и распорядок работы служат как можно более быстрому увеличению производства.
Во- вторых, компьютер должен решать, соответствует ли человек этим требованиям или нет.
Оба этих основных принципа, последовательно проведенные в жизнь, являются глубоко антигуманными, даже если постоянно говорить о необходимости повышения производства.