Понятие о семье и ее функции. Характеристика современной семьи
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей.
Она дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения.
Рассмотрим развитие семьи, семейных отношений в историческом плане.
Задание № 2. В первобытно – общинном обществе семья …( продолжи ответ опираясь на знание истории)
____________________
Рабовладельческий строй. Семья ……
____________________
Феодальный строй. Семья …..
_
Капиталистическое общество, Семья……
____________________
Советский период в России. Семья……
____________________
И.Г.Песталоцци первым доказал, что основы последующего природосообразного развития ребенка необходимо заложить в семье, которую он называл «святилищем храма» нравственной природы человека. Семья с младенческого возраста заботится о ребенке, и школьное воспитание может быть успешным, по мнению великого педагога, только в том случае, если оно полностью согласованно с семейным. В отечественной педагогике эти идеи развивались К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, П.Ф. Каптыревым, С.Т. Шацким.
К главным функциям семьи относятся:
- генеративная, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода. Семья без детей духовно неполноценна.
Задание №3.Зачем семье дети? _
- Функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем, что ребенок должен постепенно входить в обществ. Чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице.
Задание № 4.Приведите пример первичной социализации ребенка в семье.
__________________
- экономическая и хозяйственно - бытовая.
Задание № 5 .Напишите, как вы понимаете эту функцию семьи. Можно показать на примере.
__________________
- гедонистическая. Ее принято называть функцией здоровых сексуальных отношений. Связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно, как потребность в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к физической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия.
- рекреационная психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения. Здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.
о - первых.е,в том,ния, но часть весьма существенная и уникальная. о все общество. не всегда дружелюбного внешнего мира._____3.Цели, задачи и принципы семейного воспитания.
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Каковы же задачисемейного воспитания?
Они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
( По материалам Энциклопедии для педагогов)
Содержание семейного воспитания.
Семейное воспитание охватывает все направления:
1. Умственное. Задание № 6.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_о - первых.е,в том,ния, но часть весьма существенная и уникальная. о все общество. не всегда дружелюбного внешнего мира._____
2. Физическое. Задание № 7.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_
3. Трудовое. Задание № 8.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_
4. Эстетическое. Задание № 9.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_
5. Экономическое. Задание №10.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_
6. Нравственное. Задание № 11.Приведите пример этого направления в воспитании в вашей семье.
_
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В последние годы возросла роль религиозного воспитания.
Задание № 12.Выскажите, аргументировано свое отношение к религиозному воспитанию в семье.
___________________
___________________
5. Проблемы современной семьи и пути их разрешения.
Характеризуя современную семью, можно выделить следующие проблемы.
Задание № 13.
1). Резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материального обеспечения «богатых» семей. Естественно растет напряжение в обществе. Как это проявляется? Приведите пример. _____________
Многие педагоги и психологи в своих работах отмечают, что многое в семейных отношениях зависит от резкого падения авторитета родителей. А.С.Макаренков лекции «О родительском авторитете» дает характеристику различным видам родительского авторитета.
2).Прочитайте до конца эту статью. С какими взглядами А.С.Макаренко на семейное воспитание вы не согласны? Аргументируйте свой ответ.
_____________
_____________
____________________
3). Приведите еще несколько примеров проблем, которые встречаются в современной семье.
Кризис современной российской семьи связан только с резким изменением социального фона, в котором она находится, с медленной адаптацией семьи к новым социально – экономическими условиями или есть еще что – то? Выскажите свою позицию по данному вопросу.
______________