Составные части образования как единого системного процесса
Итак: формирование и развитие личности субъекта самоуправления складывается из формирования и развития культуры данного субъекта (обеспечение освоения им средств и способов, которые ему потребуются для предстоящей деятельности), и гармоничного развития его интеллекта как потенциальной способности воспользоваться имеющимися средствами, выбирая оптимальные способы для каждой конкретной ситуации.
Как и физические качества, интеллект и культура формируются и развиваются в ходе различной деятельности индивида, оказываясь своего рода «сверхзадачей» по отношению к непосредственным целям и содержанию как информационной, так и практической деятельности. Возможности для такой деятельности задают условия, в которых оказывается индивид – спонтанно, случайно или в результате создания ситуации педагогом. Условия создают потребности и принципиальные возможности их удовлетворения. Направленность, содержание деятельности, ее форму, режим, интенсивность задает управление со стороны педагога, самоуправление самого индивида – как осознанное, так и подсознательное.
Там, где ситуация и ее использование задаются от «сверхзадачи», от педагогических целей – там можно и нужно говорить об образовании и о самообразовании. Из общей «сверхзадачи» - соответствующего формирования и развития субъекта – системное образование выделяет 4 «подуровня»: обучение, воспитание, профессиональная ориентация и ориентация социальная - тесно взаимосвязанных, но все же существенно различных по содержанию, по формам и закономерностям.
В нашем контексте обучение – это категория для обозначения процесса передачи информации для превращения ее в знания данного субъекта, формирования и развития умений, навыков, способностей и тренированности, необходимых для эффективного применения этих знаний.
Из этих слов только два нуждаются в уточнении.
Умения – это способность к выполнению определенных действий под контролем сознания. При этом индивид может использовать разные средства разными способами, но только при условии, что его внимание полностью сосредоточено на выполняемых действиях. Узнать, как надо действовать, затем пробовать. Все внимание на собственные действия - и, тем не менее, сначала получаются ошибки. Об умении можно говорить тогда, когда ошибок уже нет, но только при сосредоточенном внимании.
Когда приходит навык, во время действия можно внимание направлять и на другие объекты - нужные движения происходят «сами собой». Так после выработки навыка езды на велосипеде кажется, что руль слегка поворачивается сам собой. Фактически действиями в это время руководит подсознание, не отвлекая внимания, освобождая его для контроля над другими действиями, т.е. навык – это способность выполнять данные действия под контролем преимущественно подсознания.
Постепенно развивается координация движений (способности) и выносливость (тренированность). Именно тренированность приходится восстанавливать после длительного перерыва в данной деятельности. Все это вместе взятое – и есть обучение как процесс и обученность как результат.
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования и развития оснований самоуправления вариативной деятельностью в условиях недостатка или отсутствия внешнего управления и стимулирования.
Речь идет даже не о самоуправлении: самоуправлению тоже можно учить. Речь идет об основаниях самоуправления: вкусах, привычках, идеалах, пристрастиях, культуре чувств – всего, чем индивид руководствуется, оценивая те или иные обстоятельства, выбирая цели, средства и способы достижения этих целей, чем он руководствуется при оценке достигнутых результатов, что поддерживает его в продолжение деятельности вопреки возникающим препятствиям.
Речь идет о самоуправлении именно вариативной деятельностью. Если вариантов нет, выбирать не из чего проявляется только обученность. Воспитанность проявляется только там, где есть варианты выбора.
Кроме того, воспитанность проявляется только там, где не только нет достаточного прямого внешнего управления, но нет и внешних стимулов для того или иного выбора. Никто не похвалит, никто не осудит, что бы ты ни сделал. И вообще никто может не узнать о твоем выборе. Вот тут и проявляется реальная воспитанность.
Организовать воспитание значительно сложнее, нежели обучение. Можно посадить человека и сказать: «Устраивайся поудобнее – будем учиться тому-то». И воспринимается нормально. А вот если сказать: «Сейчас я тебя воспитывать буду» - человек автоматически изготовится к защите, поскольку ничего хорошего в этом случае не ждет.
Оказывается, самое эффективное воспитание идет тогда, когда индивид об этом и не подозревает. Оно идет как бы вторым планом какой-то другой нужно деятельности. Идет оно прежде всего через чувственно-эмоциональную сферу подсознания, когда он вроде бы ничего такого и не осознает, а ему хорошо, спокойно, радостно.
Интегральный результат воспитанности проявляется через три важнейшие показателя самоуправления. Первый – устойчивость человеческой деятельности. Когда человек ведет себя спонтанно, хаотично, неустойчиво, а то и разнонаправленною – это проявление недостаточной воспитанности.
Второй: самостоятельность, при которой человек на людях и наедине с собой придерживается одних и тех же критериев выбора и самостимулирования, действуя в обоих случаях примерно одинаково.
Но самый главный – третий: то, что обозначается понятием «духовность». Понятие духовности настолько важно, что этому уместно посвятить несколько ниже отдельный раздел.
Следующий компонент образования как системного процесса - профессиональная ориентация – это целенаправленное формирование и развитие основ самоуправления пожизненной оптимизации собственного места в сфере разделения труда с последующей интеграцией его результатов, формирование и развитие оптимального стиля собственной деятельности и культуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие с коллегами и смежниками
Профессиональная ориентация не ограничивается профподбором и профдиагностикой. Надо дать основы самоуправления, т.е. то исходное, на основе чего индивид сам будут управлять своей профессиональной судьбой. И не один раз выбрав профессию, а всю жизнь оптимально вписываться во все случаи, где нужно распределить разные виды труда, а потом интегрировать их результаты.
Человек должен менять свое место на протяжении всей жизни, хотя бы и в рамках одной и той же профессии. При этом ему нужно учитывать и то, что это место требует от работника, и что оно дает в плане самореализации личности и перспектив дальнейшего развития, учитывать собственные эмоции и общую жизненную направленность (смысл жизни), учитывать и личные особенности, и потребности других людей, с которыми он взаимодействует.
Кроме того, одну и ту же работу можно делать по-разному. Одному нужно все предварительно педантично рассчитать и спланировать, другому достаточно полагаться на свою импровизацию (на базе соответствующей гораздо более обширной подготовки). Нужно учесть и то, что в одной и той же бригаде при одинаковой профессии нужны люди разного типа: и генератор идей, и критик, администратор, и диплома, и скрупулезный исполнитель, и организатор-диспетчер. Люди разные. И это хорошо, поскольку дает им возможность объединяться по принципам взаимодополнения в высокоэффективные системы при условии, что каждому подобрано место, максимально соответствующее его индивидуальности.
И последнее – социальная ориентация. Социальная ориентация – это формирование и развитие основ самоуправления пожизненной оптимизацией собственного места в социальных системах разного уровня.Это умение понимать себя и других в разных ситуациях и в разном состоянии. Это понимание потребностей тех или иных социальных систем и закономерностей как удовлетворения этих потребностей в заданных условиях, так и закономерностей развития этих систем в целом. Это уметь устанавливать адекватные соответствующим потребностям и обстоятельствам взаимоотношения с разными людьми и менять эти отношения по ходу изменения обстоятельств, по ходу собственных изменений.
Итак: вот если объединить все эти четыре компонента в единую систему, тогда и получится образование в системно его понимании. Стоит что-то упустить – система станет неполноценной, а то и рассыплется.
Именно от образования во многом зависят устойчивость, прогресс и счастье индивида и тех социальных систем, существенным компонентом которых он является, тех людей, которые от него зависят. Это эффект проявления образованности как результата системного процесса образования.
Сегодня на первое место среди составных частей образования выходит социальная ориентация, на второе – воспитанность, на третье – профессиональная ориентация. И только на четвертом оказывается обученность, «заказанная» и востребованная устремленностью, обусловленной первыми тремя.
Самая высокая обученность при недостатке воспитанности превращает человека в опаснейшего преступника. Гений зла профессор Мориарти, описанный Конан Дойлем, - умнейший, эрудированнейший, способнейший человек. Но сеет он вокруг себя величайшее зло.
А вот если индивиду не хватило профессиональной ориентации, то он всю жизнь может прожить, занимаясь не своим делом в не соответствующей его индивидуальности форме, сам закроет себе пути к счастью. И не будут при этом счастливы самые дорогие для него люди.
Если неблагополучие в социальной ориентации – тогда он с лучшими намерениями будет доставлять множество неприятностей близким людям, с ним будет очень трудно жить, даже просто рядом находиться будет тяжело, поскольку, имея большие возможности, он не будет адекватно понимать ни самого себя, ни других людей. Это будет старательный профессионал, возможно, высочайшего класса, но все будет не впрок ни ему, ни людям.
Если недооценить обученность то «суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано».
Каждый из компонентов образованности может сформироваться относительно независимо, но проявление зависит от образованности в целом.
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ