Методы и приемы изучения пунктуации, типология упражнений
Пунктуационное умение – это интеллектуально-мыслительное действие, заключающее в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах – в предложении и тексте.
В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта.
Списывание как вид пунктуационного упражнения, заключающееся в переписывании учащимися текста или отдельных предложений с одновременным выполнением пунктуационных заданий.
Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, предупредительный, творческий.
При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.
При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельныхтпредложений и текстов:
1) упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:
- составление предложений по схемам;
- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений по данной теме и др.
2) упражнения по пунктуации в связи составлением текстов:
- диктант с элементами изложения;
- свободный диктант;
- диктант с продолжением;
- изложение.
Способы активизации учебной деятельности учащихся при изучении пунктуации:
- развитие мотивации: приобщение учащихся к этическим нормам речи, внимание к культуре речевого поведения;
- использование проблемных задач;
- использование графических средств (схемы);
- творческие самостоятельные работы;
- нетрадиционные формы урока.
В заключение следует отметить, что перечисленные пунктуационные упражнения целесообразно вводить комбинировано, при этом будут включены в работу все механизмы формирования пунктуационного навыка.
4. Одним из структурных элементов пунктуационного умения является мотивировка употребления знака препинания в предложении или тексте. Сформированность данного умения обеспечивает овладение детьми умением выделять знаками препинания пунктуационно- смысловые отрезки. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.
Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности:
- называется знак препинания и определяется его функция;
- указывается, двойной он или одинарный;
- читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемыйзнаком (знаками) препинания;
- обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.
Пунктуационный разбор, начинающийся с нахождения пунктуационно-смыслового отрезка, имеет иную последовательность:
- читается пунктуационно-смысловой отрезок и определяется его значение;
- называется знак препинания, которым он выделен, и определяется, двойной он или одинарный;
- обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.
Итак, изучение пунктуации в школьном курсе русского языка имеет большое практическое значение, помогая общению людей, вопросы пунктуационной грамотности школьников приобретает особую значимость.
Формирование пунктуационной грамотности осуществляется с учетом целей обучения, в соответствии с принципами русской пунктуации, при помощи ряда специальных упражнений по пунктуации.
26. Методика изучения орфографии.
Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.
Основная цель обучения школьников орфографии – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Выделяют два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих.
Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.
Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку. В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность.
Особенностью школьного курса орфографии является рассредоточенное ознакомление с орфографическим материалом, параллельное соизучение с разными разделами языка: фонетикой, морфологией, словообразованием.
На реализацию формирования орфографической грамотности предусмотрено 11 лет обучения, которые можно разделить на 4 этапа:
1 этап: 1 – 4 классы;
2 этап: 5 – 7 классы. Эти два периода составляют специальное изучение орфографии.
3 этап: 8 - 9 классы представляют повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации.
4 этап: 10 – 11 класс связан с закреплением и совершенствованием орфографических умений в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе.
Ведущим, как видим, является 2 этап (5 -7 кл.) в которых изучаются основные орфографические правила, включенные в школьную программу. Таким образом, обучение правописанию – сложный и трудоемкий процесс, направленный на формирование относительной орфографической грамотности, имеет свою структуру, особенности построения и строится на определенных закономерностях.
2. В процессе обучения орфографии учитель опирается на ряд лингвистических понятий.
Одним из ведущих понятий в обучении орфографии является понятие орфограмма. Орфограмма – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу.
Одной из главных задач обучения орфографии в школе – формирование орфографической зоркости учащихся, т.е. способность, умение быстро обнаруживать в тексте, предназначенном для записи или уже записанном, орфограммы, определить их по опознавательным признакам.
Школьный курс орфографии строится с учетом последовательности использования методов обучения, предложенных Л.П. Федоренко:
- во-первых, практические;
- во-вторых, теоретические;
- в-третьих, теоретико-практические.
К методам теоретического изучения орфографии относят: 1) анализ звукобуквенного и морфемного состава слова; 2) выведение орфографического правила; 3) составление алгоритмического предписания; 4) ответы на вопросы (устные и письменные); 5) письменные работы по орфографии типа сочинения; 6) обобщение материала на специальных уроках.
В усвоении теоретического материала по орфографии важную роль играет выведение обобщающего правила. Значение этого этапа работы состоит в том, что учащиеся подводятся к пониманию орфографии как системы.
К методам практического обучения орфографии относят:
1) словарно-орфографические упражнения;
2) письменные работы с грамматико-орфографическими заданиями;
3) работу над орфографическими ошибками;
4) диктанты (объяснительные, предупредительные, выборочные, распределительные).
Таким образом, обучение орфографии является одной из основных задач обучения русскому языку в школе, которое строится с учетом психологических и лингвистических факторов. В процессе формирования орфографических умений и навыков используются теоретические, теоретико-практические и практические методы.
27. Психологические основы обучения правописанию. Типы орфографических упражнений.
В процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, большое значение имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание. Вместе с тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией: орфографический навык, орфографическая память.
Орфографический навык – это совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Формирование орфографического навыка включает следующие этапы:
- материальный (наличие плана, таблицы, схемы, алгоритма);
-речевой (ученик проговаривает вслух, комментирует своидействия);
- умственный (все операции совершаются в уме, про себя).
В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная.
Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания.
Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется
фонемный состав слова в мускульных движениях органов речи.
Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.
Практика показывает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти.
Классификация методов обучения орфографии
Классификация методов обучения языку дана в книге Л. П. Федоренко «Принципы и методы обучения русскому языку». В ней отмечается, что методы обучения должны классифицироваться в зависимости от источника получения знаний. В соответствии с этим Л.П.Федоренко выделяет: 1) методы практическою изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении); 2) методы теоретического изучения языка; 3) методы теоретико-практического изучения языка (упражнения).
К методам практического изучения орфографии относят:
1. словарно-орфографические упражнения, направленные на
обогащение словаря учащихся новой лексикой с трудными
орфограммами;( Основными приемами словарно-орфографической работы являются: 1) подбор к данным словам антонимов и синонимов; 2) замена данного слова описательным оборотом; 3) составление с данными словами словосочетаний и предложений; 4) замена в предложенном тексте иноязычных слов русскими, архаизмов — современными, просторечных и искаженных — литературными; 5) ведение словариков (толковых, орфографических), а также приобретение навыков пользования ими; 6) элементы этимологического анализа слов; 7) работа над словами с непроверяемыми написаниями.)
2. письменные работы с грамматико-орфографическими
заданиями; (творческий и свободный диктанты, изложения, сочинения, в том числе по картине, письменный пересказ текст, деловые бумаги, конспектирование, доклады на орфографическую или литературную тему и др.).
работа над орфографическими ошибками.
К методам теоретического изучения орфографии относят: 1) анализ звукобуквенного и морфемного состава слова; 2) выведение обобщающего орфографического правила; 3) составление алгоритмического предписания; 4) ответы на вопросы (устные и письменные); 5) письменные работы по орфографии типа сочинения 6) обобщение материала на специальном уроке.