Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы
Лекция 1.
Детская литература как учебный предмет. Ч.1.
1. Введение в предмет. Предмет и задачи детской литературы. Понятие о ДЛ как органической
Части общей литературы.
2. Специфика ДЛ.
3. Специфические особенности восприятия текста читателем - школьником
4. Связь детской литературы с другими науками
Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы.
Цели ДЛ:
- развитие языковой картины мира
- формирование понятийного аппарата
- система ценностей
- становление личности
- развитие грамотности
Задачи ДЛ:
- обучение эстетике и этике
- формирование языковой комптенции
- определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым
Детская литература является частью мировой литературы, и поэтому к ней применимы те же методики и приемы, с которыми подходят к изучению литературы «взрослой». Одна из основных методик - целостный анализ художественного произведения. ( Приложение № 1) Главная цель такого анализа заключается в том, чтобы, характеризуя отдельные компоненты литературного произведения (сюжет, композиция, стиль), создать цельное представление о его содержании. Помехой таким исследованиям служат представления о простоте детской литературы, будто она не подлежит полноценному литературоведческому анализу. Но работа учителя, воспитателя предполагает рассказ именно о конкретных литературных произведениях, и приемы целостного литературного анализа здесь просто необходимы. Целостный анализ литературного произведения часто идет рука об руку с изучением творчества отдельных писателей. Произведение в таком случае рассматривается не самостоятельно, а как частичка творческого пути писателя. Таких работ о классиках детской литературы довольно много. Из них можно узнать не только о произведениях писателя, но и о его биографии.
Детская литература является частью литературного процесса в целом. Современное понятие ДЛ имеет два значения.
- Обиходно-бытовое ( когда ДЛ называют все произведения, которые читают дети)
- Научное ( предпочитают специалисты: литературоведы, библ-ри, педагоги)
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная чертаее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики.
Функции детской литературы:
Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми.
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова.
1.Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре.
2. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка.
3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них. При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев.
4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.
Функции ДЛ определяют ее важную роль в обществе- развивать и воспитывать детей средствами художественного слова.