Методы и технологии воспитания

Методы воспитания понимаются как способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения воспитательных задач.

На основе анализа назначения методов в целостном педагогическом процессе, ориентированном на содействие самоопределению личности, можно их следующим образом:методы развития самосознания, нравственных чувств и усвоения нравственных ценностей; методы организации нравственного поведения и деятельности; методы, стимулирующие и корректирующие процессы саморазвития, самовоспитания, самоопределения.

Таблица

Характеристика методов воспитания

Название Назначение Условия применения
Методы развития самосознания, нравственных чувств и усвоения нравственных ценностей
Беседа Усвоение нравственных понятий, чувств, ценностей, отношений Опора на интерес детей к проблеме, их реальный опыт; диалоговый режим
Диспут Воспитание культуры спора, формирование умений совместного поиска истины Наличие актуальной проблемы, не имеющей однозначного решения, свобода высказываний
Убеждение Разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств эмоциональность речи, личный пример педагога, использовании научных (и вненаучных) аргументов
Методы организации нравственного поведения и деятельности
Упражнение Формирование нравственных привычек, культуры поведения Формирование единства сознания и поведения, повторение и совершенст-вование способов действия как устойчивой основы поведения.
Поручение Освоение социальных ролей, навыков деятельности, умений взаимопомощи Опора на интересы и способности, сменяемость поручений, переплетение руководства и подчинения
Игра Развитие активности и инициативы, навыков общения и социального взаимодействия Возможность выбора позиций, ролей, разнообразие содержания, подчинение правилам, их создание
КТД (Коллективное творческое дело) Развитие опыта совместной творческой деятельности, воспитание коллектива Разнообразие КТД по срокам, видам, содержанию, полнота структуры, этапов
Методы, стимулирующие и корректирующие процессы саморазвития, самовоспитания, самоопределения
Диагностика (самодиагностика) Включение механизмов самопознания, самооценки Соблюдение педагогической этики, взаимосвязь диагностики личности и коллектива
Поощрение Одобрение поведения, поступка; канва образца, эталона поведения Переживание удовлетворенности своим поступком, мотивация самосовершенствования
Наказание Прекращение неправильного поведения, торможение проявлений безнравствен-ности Переживание неудовлетворенности своим поступком, желание исправиться, стать лучше
Портфолио Самооценка и мотивация достижений, планирование саморазвития Презентация достижений, возможность самоутверждения в группе

Технология является связующим звеном между целями, содержанием, методами и формами организации деятельности. Технология обеспечивает целостность и адресность воспитательного процесса. Технология, по мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, - это «пакет» методик, прилагаемых к целям».

Современные воспитательные технологии представляют собой разновидность гуманитарных технологий. Эти технологии ориентированы на решение проблем человека в условиях меняющейся среды, строятся на междисциплинарном знании (педагогика, психология, аксиология, социология, методика воспитания, культурология организаций и др.), являются по своей природе технологиями влияния, соорганизации людей, коллективной деятельности, создают условия для развития личности. Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются меньшей алгоритмичностью, ориентацией на взаимодействие, формированием позитивных отношений, партнерством в отношениях, тонкостью проникновения во внутренний мир ребенка, взаимовлиянием, эмоциональностью, гибкостью и вариативностью (см. раздел 2).

Каждая воспитательная технология предполагает следующий порядок операций: целеполагание, педагогическое проектирование, определение психологических приемов и методов воспитания, планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников, описание и последовательность процедур, организация деятельности, информационно-диагностическое обеспечение[68].

Сегодня все чаще в нормативных документах об образовании, материалах и публикациях о школе, мы встречаемся с понятием «социальная практика». Вероятно, можно говорить о возникновении новых технологий воспитания.

Выпускник современной школы, как следует из заказа общества и родителей, должен быть успешной и эффективной личностью, что проявляется в продуктивном решении социальных, профессиональных и личностных задач. Для этого человек должен обладать компетентностями в различных сферах: политики и права, экономики и экологии, российской культуры и межкультурных связей, здоровья и выживания в экстремальных ситуациях. Школа может помочь приобрести эти и другие компетенции учащимся. Для решения этой задачи в настоящее время и используются социальные практики.

Социальная практика— это, во-первых, процесс освоения и отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной[69]. Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта школьником, молодым человеком. Иными словами необходимо предоставить молодому человеку возможность осуществлять реальные социальные действия, пережить все этапы своей деятельности: от потребности что-то сделать, осознания мотива такой деятельности, формулирования цели и следующих за этим конкретных действий по её достижению. В этом случае взрослый превращается в "социального продюсера", который помогает молодому человеку попробовать себя в реальной социальной сфере через участие в разнообразных образовательных и социальных проектах. При этом очень важна эмоциональная сторона любой деятельности: переживание чувств сострадания, обиды, неудачи, радости, сочувствия, удовлетворения, романтики, дружеского участия, внимания, ответственности, понимания мира другого человека, любви и еще огромного количества и качества чувств и эмоциональных состояний. Именно с чувствами, переживаемыми человеком в разных жизненных ситуациях, связано воспитание. Кстати, именно об этом говорят закономерности и принципы воспитания.

Важно понимать, что только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему человеку, этот молодой человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать деятелем, гражданином, свободным человеком. Школа не может полностью охватить возможные сферы жизни молодого человека, но необходимо расширить её возможности в помощи растущему человеку в постижении реальной жизни.

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с методикой проведения коллективного творческого дела (КТД), используя следующие книги:

Ø Иванов И. П., Воспитывать коллективистов, М., 1982,

Ø Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М., 1989,

Ø Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания, М., 1990,

Ø а также другие источники по рекомендации преподавателя.

Разработайте по технологии коллективных творческих дел (КТД) проект проведения видеоконференцсвязи (или путешествие во времени) с представителями молодежных объединений, организаций или движений, которые действуют или действовали в вашем регионе (городе, селе, школе). Используйте различные источники информации.

Обратите внимание на ценностные основы деятельности, традиции, характер взаимоотношений в сообществе, основные направления деятельности, которой они занимаются. Соответствуют ли цели-ценности этих сообществ их деятельности и отношениям с окружающим миром? Что могут предложить эти сообщества молодому человеку? Что привлекает молодежь к участию в этих объединениях или движениях?

Наши рекомендации