Методы научного исследования
Методы исследования в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методология, ориентации, целей и задач конкретного исследования.
В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы др. наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических. данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; методы обработки результатов исследования.
Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждою метода, его место в системе исследуемых процедур. Так, эмпирические методы исследованиясоздают фундамент для дальнейшего познания путём наблюдений, бесед, экспериментов и т. п.
Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом следующие, требованиями: применять методы сравнительно-исторического анализа; использовать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения (воспитания).
Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать метод анкетирования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников – анализа документов, интервью, наблюдений и пр.
Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации – в обследованиях малых выборок.
Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях педагогического исследования для предварит, знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Различают письменные, статистические, иконографические (кино- и фотодокументы, грампластинки), технические (чертежи, поделки, техн. творчество) и др. материалы.
Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.
М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта – педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод, находки, новое содержание.
Критериями передового педагогического опыта могут быть (В. И. Загвязинский) новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.
Одним из наиболее распространённых методов педагогического исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определённую педагогическую концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.
Этапы подготовки и проведения наблюдения включают: выбор объекта; постановку целей и задач; составление плана; подготовку необходимых документов и оборудования; сбор данных; оформление и анализ результатов, выводы.
Различают: полевые наблюдения и лабораторные; формализованные (проводятся по жёсткой программе) и неформализованные; включённые и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения; по объёму: сплошные и выборочные; по способу получения: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач.
Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого кол-ва явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными др. методами.
Научно - педагогическая экспедиция как метод педагогического исследования позволяет получить сведения для изучения учебно - воспитательной работы на местах, в условиях, максимально приближенных к реальности, собрать большой и разносторонний материал в ходе самого исследования за короткий срок, оказывать помощь учителю, активно воздействовать на школьную практику.
Комплексным методом педагогического исследования является эксперимент, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.
Метод экспертных оценок – комплекс логических и математических процедур – направлен на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.
С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой. Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы; подбор экспертов; проведение опроса экспертов; анализ и обработка результатов.
Важнейший этап – опрос экспертов: индивидуальный или групповой, личный (очный) или заочный, устный или письменный. Методы коллективной работы экспертов – совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путём анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определённые требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, широта мышления.
Разновидностью метода экспертных оценок является «педагогический консилиум» (Ю. К. Бабанский), предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определённой программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности и пр.
В фундаментальном исследовании применяются в основном теоретические методы исследования и эксперимент. Прикладные педагогические исследования и разработки требуют эмпирических методов исследования. Панельное исследование предполагает изучение одного и того же педагогического объекта с определённым временным интервалом по одной и той же методике и программе. В лангитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается как функция времени.
Заключение
В заключении авторы посчитали целесообразным представить заинтересованному читателю обзор, сделанный по работам Загвязинскиого В.И., В.И Краевского В.В., Новикова А.М., Никандрова Н.Д., Фельдштейна Д.И., приоритетных направлений психолого-педагогических исследований, поскольку возникла острая необходимость выработки новой стратегии и определения главных направлений деятельности ученых педагогов и педагогов практиков с учетом степени и глубины кардинальных подвижек, где сформировалась специфическая ситуация, которая обусловлена:
1. Многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности людей и ставят огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение человека.
2. Изменениями, которые произошли в экономической, технологической, социальной, культурной сферах российского общества.
3. Изменениями самого современного человека, его жизненных ритмов, пространства деятельности, отношений между людьми и поколениями.
Благодаря мощному воздействию СМИ, расширению контактов, в частности, в результате миграционных процессов, человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, в котором он сам непрерывно изменяется. Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях существования человека, приводя к повышению активности людей, их более глубокой рефлексии на окружающих и на себя, что отражается в смене целей, ценностей, ориентации индивидов. Изменения эти фиксируются в системе разных наук, в том числе - в педагогике, психологии, социологии и др. В результате открываются новые грани человека и как личности, и как субъекта деятельности. Отсюда в познании современного человека, возможностей его развития, саморазвития остается много проблем - непознанных и непонятных. Возникла потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений.
Первое направление проблема в специальном изучении, в том числе осмыслении особенностей функционирования современного человека, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, что открывает возможности для исследований в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.
Второе направление состоит в изучении самого процесса развития. Проблема развития является одной из наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в философии, социологии, биологии. В педагогике эта проблема объективно выступает как кардинальная. Практически все работы педагогов и психологов, связанные с изучением человека, направлены на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, и на раскрытие общих принципов развития. Однако до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека как личности.
Третьим направлением исследований - определение, оценка развития человека как личности, условия и возможности целенаправленного влияния на этот процесс.
Четвертое направление педагогических работ, предполагает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при учете в процессе развития периодов особой открытости человека определенным общественным воздействиям и внутренней его готовности принятия их и самореализации в них. Здесь наиболее актуальна следующая задача: выяснить и прописать норму личностного развития современного человека качественно отличающегося от человека двадцатого века. Предстоит, в частности, установить особенности влияния на когнитивную и мотивационно - потребностную сферу личности современных людей социальных, культурологических факторов, того психологического климата, который создается сегодняшней действительностью. При этом необходимо определить, в какой степени сохранились базовые личностные установки, присущие определенным возрастам; как соотносятся устойчивые характеристики этих возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в современной исторической ситуации; выяснить, являются ли новоприобретения структурообразующими в личностном развитии или только фиксируют процессы временного порядка.
Пятое направление направлено на работу по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Предстоит создать большие проблемные поля, аккумулировать иерархизированную систему показателей, позволяя улавливать все то новое, что происходит в пространстве Детства. Здесь остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного Детства как основы модернизации системы образования.
При этом предстоит, во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждом возрастном периоде онтогенеза (не только к развитию речи и мышления, но и к развитию потребностно - мотивационной сферы личности, произвольного поведения, способностей и пр.), во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальные возможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навыков, умений (определение способов преодоления учебных перегрузок детей); в-третьих, определить условия развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможности растущего человека (что позволит обоснованно решать проблемы дифференцированного обучения, воспитания, профессионального самоопределения); в-четвертых, раскрыть «резервы» психического развития современного ребенка, пути их накопления (в том числе и возможности ускорения психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы).
Шестое направление связано с организацией поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определением степени, характера их действия и образующих такого взросления: во-первых, раскрытие органических предпосылок становления человека как личности; во-вторых, определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систем воспитательных воздействий как условий личностного развития; в третьих, анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия; в-четвертых, выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
Седьмое направление предполагает проведение целенаправленных исследований, направленных на выявление путей, форм и методов организации дифференцированного обучения детей и юношества, возможностей построения учебного процесса в средней школе по индивидуальным учебным планам, определения педагогических, методических, психологических оснований модернизации системы российского образования
Восьмое направление состоит в разработке научных оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Речь здесь идет о широком социокультурном взаимодействии поколений, что требует разработки и новых методов анализа сложнейших процессов взаимоотношений людей не только по вертикали (дети – взрослые) но и по горизонтали (различные социальные группы)
Девятым направлением выступают исследования в сфере акмеологии (состояние подъема, вершины проявления развития человека как личности, профессионала и гражданина), направленные на выявление структуры, характера, специфики, форм выражения и условий оптимизации такого свойственного только человеку явления, как потребность и возможность самоосуществления, заключающаяся в способности быть действенным субъектом, творческие усилия которого принимаются обществом и необходимы ему.
Десятое направление связано с решением задачи развития этнопедагогики и этнопсихологии, разработки, в частности, психолого-педагогических основ воспитания у детей, подростков, юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса и общечеловеческих ценностей.
Одиннадцатое направление состоит в специальном изучении коллективного, распределенного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению в Интернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. Это объективный процесс, воздействие которого будет нарастать. Поэтому исследования педагогов и психологов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, определить психологические условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, молодежи; во-вторых, осуществить поиск психологических оснований процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний; в-третьих, наработать теоретически обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихся с компьютером не снижал инициативности их мысли, не обедняла творческого воображения, не уводила от реального мира, способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектов познания, труда и общения.
Двенадцатым направлением выступает разработка научных основ построения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая интернет. Тринадцатым направлением выступает проблема времени, поскольку учащийся получает разнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить: первое - как сейчас дифференцируется время школьника и студента; второе, - каким образом нужно его использовать и третье - как удержать весь накопленный потенциал знаний.
Четырнадцатое направление связано с тем, чтобы устанавливать не только чему и как учить детей, но, главное, определять психолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебной деятельности младших школьников, раскрывая, чем отличается она у подростков, чем у старшеклассников. При этом важно установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть педагоги и психологи должны ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом данного общества.
Пятнадцатое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследования развития личности, раскрыть возможности усиления эмоционально-волевой стабильности растущих людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет собой чрезвычайно тонкую задачу, связанную с разработкой теоретических, эмпирических основ воспитания, противопоставляя их тем сторонам действительности, которые негативно влияют на молодежь, обедняя нравственность, нанося ущерб духовности. Здесь необходимо определить те формы деятельности, которые позволят молодым людям осознать свою значимость, и адекватно отнестись к оценкам других.
Шестнадцатое направление исследований составляет работа по определению социальных механизмов поддержания духовного и физического здоровья детей. В этом плане необходим комплексный труд педагогов, методистов, психологов, физиологов, так как речь идет не просто о характере учебной грузки, особенностях организации образовательного процесса, отношениях учителей и учащихся, специфике применения новых технологий, а о поиске возможностей оздоровления школьной среды в целом. Особой проблемой выступает эмоциональная неустойчивость самих педагогов - практиков, что отражается и на школьниках. Аспекты речевого поведения учителей - это тоже важная тема для психолого-педагогических исследований.
Семнадцатое направление - определением специфики личности и деятельности современного учителя, процессуальных особенностей его развития. Необходим дифференцированный подход, связанный с установлением возрастных различий, со сложным сочетанием традиций и перспективных новаций в системе педагогического образования.
Восемнадцатое направление связано с изучением условий и механизмов формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных человека ориентаций, при выявлении условий, путей нивелирования квазипотребностей, квазиинтересов детей, подростков, юношества. Особую значимость приобретает исследование возможностей и механизмов преодоления духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка и развитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности.
В этом плане педагогам и психологам исключительно важно поставить и решить проблему будущего в развитии человека как личности. Известно, что раньше дети мечтали, и представляли кем они будут, кем станут, когда вырастут, то есть формировалась установка на будущее. Сейчас такая установка наличествует у весьма ограниченного числа подростков, юношей, девушек. Как правило, она связывается не с их интересом, потребностью, а с достаточно размытым представлением о возможности благополучной жизни.
Круг актуальных педагогических и психологических проблем, конечно, значительно шире перечисленных направлений. В настоящее время перед исследователями и специалистами открывается бесконечное пространство новых задач, требующих теоретического осмысления, и значительных усилий в процессе осуществления экспериментальной работы (Новиков А.М.).
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. –Кн.1.
4. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. – М.: АОЗТ «ИКАР», 1995.
5. Атаханов Р.А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Рига, 2000.
6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
7. Бережнова Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Дисс. ... канд. наук. М., 1995.
8. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. – М.: Высшая школа, 1973.
9. Герасимов И. Г. Научное исследование. М., 1992.
10. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. М., 1985.
11. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. – Киев, 1986.
12. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П. Адлера. – М., 1976.
13. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.
14. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара, 2000.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1986.
16. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.
17. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
18. Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. – М., 1987.
19. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001.
20. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.
21. Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993.
22. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
23. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
26. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994.
27. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания. Правила оформления и порядок защиты. -4-е изд. – М.: Ось, 1999.
28. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. -2-е изд. – М.: Ось -89, 1999.
29. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996.
30. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск, 1998.
31. Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1980.
32. Методы психологических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. –М., 1972.
33. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л., 1980.
34. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М., 1994.
35. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996.
36. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.
37. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.
38. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. С. 7-8.
39. Петров Ю. А. Логика и методология научного познания // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1987. № 2.
40. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.
41. Приходько П.И. Пути в науку. – М.: Знание, 1973.
42. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 1997.
43. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб., 1999.
44. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974.
45. Ракитов А. И. Анатомия научного знания. М., 1969.
46. Прангишвили И.В., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., Коврига С.В., Рабегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. М. Синтег 1999.
47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996.
48. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
49. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. – М., 1974.
50. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989.
51. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). – Тамбов «Нобелистика» 2008.,С 246
52. Шмачилина С.В.Исследовательская культура социального педагога.- Новосибирск, 2005.
53. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. – М., 1991.
Приложение 1
Примеры