Типовая схема обучения
Теория и методика обучения.
Обучение – это педагогический процесс формирования и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение ими.
В процессе обучения учащиеся приобретают специальные знания о технике выполнения упражнения, основные правила разучивания и способы выполнения. Однако успешность обучения зависит не только от специальных знаний, но, а также от прежнего опыта двигательных умений и навыков.
Рассматривая готовность учащегося к обучению необходимо выделить группу основных предпосылок, которые позволяют характеризовать ее.
Первая предпосылка – это физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, необходимо провести курс предварительной физической подготовки.
Вторая предпосылка – это двигательная готовность, в том числе координационная. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Двигательное представление формируется по мере закрепления двигательного опыта и фиксируется в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.
Третья предпосылка - психическая готовность. Ее основой является мотивация учащегося к занятиям физической культурой. Обучение двигательным действиям будет успешным только в том случае, если достижение цели обучения станет доминирующим мотивом занятий.
В процессе обучения решаются следующие основные задачи:
1) подготовить занимающихся к изучению конкретного вида легкой атлетики, т.е. вооружить занимающегося знаниями, умениями и навыками выполнения упражнения относительно простыми движениями, которые необходимы для владения техникой;
2) овладеть основами техники изучаемого легкоатлетического упражнения, а также техникой специально подготовительных упражнений добиваясь при этом прочности умений и навыков, их приспособляемости к изменяющимся условиям;
3) овладеть знаниями, а также умением продемонстрировать технику легкоатлетических упражнений;
4) овладеть основами двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в спортивной, трудовой и бытовой деятельности.
Техника и ее оценка.
Критерием эффективности процесса обучения является степень овладения техникой легкоатлетического упражнения.
Техника – это наиболее эффективный способ выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата.
Техника спортивного упражнения - это рациональная и эффективная система движений, направленная на организацию взаимодействия внутренних и внешних сил, с целью наиболее полного использования их для достижения высокого результата.
Сущность техники легкоатлетического упражнения заключается в выполнении системы одновременных и последовательных действий при разучивании ее элементов с использованием собственных физических способностей обучающегося для лучшего решения двигательной задачи с наилучшим результатом.
Характеристикой техники является ее эффективность, надежность, экономичность, простота и естественность.
Эффективность и надежность – это максимальное использование физических способностей спортсмена в условиях различных изменений как внутренних, так и внешних.
Экономичность – это экономичное расходование нервных и физических сил, особенно в тех упражнениях, которые требуют длительного выполнения повторяющихся технических движений.
Простота и естественность – это критерии высокого уровня спортивной техники выполняемой естественно и просто, без излишнего напряжения.
Оценка техники.
Оценка уровня освоения техники осуществляется по следующим критериям по нисходящей:
1. Обучающийся не может выполнить упражнение в целом или выполняет его с большим количеством грубых ошибок (оценка 2).
2. Упражнение по общей схеме выполнено правильно, но с отдельными явными ошибками (оценка 3).
3. Упражнение выполнено правильно, но с некоторыми недостатками (оценка 4).
4. Упражнение выполнено ритмично (согласованно), по большой амплитуде, точно, быстро, выдержан акцент на главной фазе (оценка 5).
Оценку техники обучающегося, необходимо сопровождать разъяснением как положительных сторон, так и недостатков. Любая оценка имеет большое воспитательное значение, и, независимо от того хорошая она или плохая, оценка должна стимулировать к дальнейшему прогрессу в обучении.
Физиологическая основа овладения техникой.
В результате повторения одного и того же упражнения многократно создаются условно-рефлекторные связи, т.е. образовывается навык, который обладает рядом важных свойств: 1) автоматизированностью процессов нервно-мышечной координации движений; 2) подчиненностью сознания воле спортсмена; 3) стабильностью (прочностью); 4) подвижностью (вариативностью).
Процесс обучения строится в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип научности - этот принцип предполагает научнообоснованный подход, в решении задач обучения двигательным действиям согласуя его с закономерностями других смежных наук, таких как физиология, педагогика, психология и др.
2. Принцип сознательности и активности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательного действия, обучающийся должен сознательно и целеустремленно применять свои способности для достижения как конечной цели, так и поэтапного решения задач, преодолевая трудности и неудачи.
3. Принцип доступности. Этот принцип предполагает, прежде всего, простату и элементарность выполнения двигательного действия, которое в состоянии выполнить любой обучающийся не зависимости от его возможностей.
4. Принцип наглядности – это создание определенного понятия и образа действия, представление о внешней картине движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники.
5. Принцип системности. Этот принцип предполагает, что двигательное действие, особенно сложное по технике выполнения, изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени, т.е. при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий.
6. Принцип последовательности – этот принцип в процессе обучения заключается в таких правилах как: «от усвоенного – к неусвоенному», «от простого – к сложному», «о соответствии уровня развития физических качеств требованиям технического выполнения двигательного действия».
7. Принцип постепенности – этот принцип на прямую связан с применением физических нагрузок в процессе обучения и усложнением техники выполняемых двигательных действий. В процессе обучения этот принцип должен реализовываться по прямолинейно-восходящей линии, чтобы не было скачкообразных колебаний.
8. Принцип индивидуализации – этот принцип в обучении возникает, если обучающиеся имеют различный уровень подготовленности, возрастные или половые различия, анатомо-физиологические и психологические особенности, а также различную степень реагирования конкретного организма на процесс обучения.
В процессе обучения используются такие методы как:
1. Метод «слова» - рассказ, объяснение, распоряжение, команда и пр.
2. «Наглядный» метод – демонстрация наглядных пособий, плакатов, видеоматериалов, а также демонстрация упражнения в целом.
3. Метод «практического выполнения» - выполнение упражнения непосредственно учащимся.
4. Метод «практической помощи» - оказание помощи педагогом непосредственно при выполнении упражнения.
Типовая схема обучения.
Обучение любому легкоатлетическому упражнению рекомендуется проводить, придерживаясь типовой схемы, которую можно представить в следующем виде, разделив на этапы:
Первый этап: Этап начального разучивания техники (приобретение знаний).
Задача: Создать у занимающихся правильное представление о технике данного легкоатлетического упражнения.
Средства:
1. Объяснение упражнения, указание его основных закономерностей и условия выполнения по правилам соревнований.
2. Совершенный показ техники упражнения.
3. Иллюстрация техники упражнения различными наглядными пособиями и указания о способах овладения упражнением.
4. Подготовительные упражнения, позволяющие составить представление о технике изучаемого упражнения.
Второй этап: Этап углубленного разучивания техники (реализация умения и появление навыка).
Задача: Овладеть техникой основного звена упражнения, его деталями и техникой упражнения в целом.
Средства:
1. Специальные подготовительные упражнения для овладения основным звеном.
2. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосредоточением внимания занимающихся на главной фазе.
3. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосредоточением внимания занимающихся на основные стороны движения в деталях.
4. Изучение упражнения в целом, применительно к условиям соревнований.
Третий этап: Этап совершенствования техники (закрепление навыка).
Задача: Уточнить индивидуальные особенности техники и определить пути дальнейшего совершенствования.
Средства:
1. Выполнение изучаемого упражнения различными вариантами и выбор индивидуально лучшего.
2. Выполнение упражнения на результат с оценкой техники движения.
3. Определение индивидуальных заданий для достижения более высокого спортивного результата в изучаемом виде.
Предлагаемое разделение обучения осуществляется в зависимости от этапа обучения, определяется преимущественное направление в решении тех или иных задач обучения и используемых средств.