Типовая схема и элементы управления

Рассмотрим типовую схему пневмопривода одной степени подвижности ПР (рис. 10).Она состоит из входного штуцера 12, через который осуществляется подвод сжатого воздуха под давлением 0,5…0,6 МПа из заводской пневмосети к ПР. Вентилем 11 производится включение привода в работу. Влагоотделитель 10 служит для подготовки сжатого воздуха и удаления из него водяного конденсата, который вызывает коррозию и увеличивает трение трущихся деталей. Далее посредством соответствующей регулировки редукционного клапана 9, производится предварительная настройка давления сжатого воздуха, поступающего к элементам привода. Это давление является номинальным и устанавливается согласно техническим требованиям на данный ПР. Маслораспылитель 8 также участвует в подготовке воздуха и обеспечивает распыление масла, необходимого для смазки перемещающихся элементов исполнительного двигателя (цилиндра 2) и распределителя 6. В качестве последних используются т.н. золотники и клапаны. Обычно управление распределителем производится от электромагнита. Распределители служат для перераспределения потоков рабочего тела, в данном случае сжатого воздуха, в соответствии с управляющей программой и требованиями технологического процесса.

Типовая схема и элементы управления - student2.ru

Рис. 10 – Типовая схема пневмопривода

Согласно схеме, изображенной на рисунке 10, перемещение поршня 1 на шаг S происходит вправо вместе со штоком 3, рукой 4 и УЗ 5. Дроссель 7 служит для регулировки скорости перемещения подвижных частей двигателя.

К числу основных параметров, характеризующих пневмодвигатель, относятся: эффективная площадь поршня в рабочей (поршневой) F1 и выхлопной F2 (штоковой) полостях; рабочий ход поршня S; текущая координата x; скорость v и ускорение а поршня; масса mp исполнительного устройства (напр., руки ПР); давление воздуха в рабочей р1 и выхлопной полотях р2; эффективные площади сечений трубопроводов на входе f1 и выходе f2; диаметры поршня D и штока d; движущая сила РД и сила нагрузки (потребная) РН.

Выбор параметров пневмоцилиндра производится следующим образом. Диаметр поршня цилиндра, расположенного горизонтально:

Типовая схема и элементы управления - student2.ru ; (3)

для вертикально расположенного цилиндра:

Типовая схема и элементы управления - student2.ru (4)

где рс – давление воздуха в сети (0,5…0,6 Мпа);

РН – нагрузка, Н;

G – вес исполнительного устройства, Н;

k1 – коэффициент, учитывающий отношение РНД, выбираемый в зависимости от скорости v и давления рс (в среднем k1 = 0,4…0,5);

k2 – коэффициент, учитывающий трение в цилиндре, выбираемый в зависимости от РН. При РН=0,6…60 кН, k2=0.5…0,05;

В – постоянная, В=11,3;

G – вес подвижных частей исполнительного устройства с объектом манипулирования. Знак «+» при опускании поршня, знак «–» – при подъеме.

Длину цилиндра выбирают в зависимости от хода поршня, причем для цилиндров двустороннего действия рекомендуется S=(8…10)D. При больших ходах поршня, шток рассчитывают на устойчивость. В ПР применяются пневмоцилиндры с D=32…80 мм и ходом S до 1000 мм.

Сила нагрузки РН определяется по формуле:

РН = РТ + РИ ± G (5)

где РТ – сила трения;

РИ – сила инерции, РИ = mрd2x/dt2

Время работы пневмоцилиндра складывается из времени прямого хода tПХ, времени выстоя tВ и времени обратного хода tОХ. Время прямого хода складывается из времени t1 срабатывания распределителя, распространения воздуха до цилиндра и времени нарастания давления р1, времени t1 движения поршня по пути S и времени t3 в течении которого давление р1 нарастает до рабочего давления в сети рс.

Время выстоя tВ зависит от характера технологического процесса. Время обратного хода поршня состоит из аналогичных периодов, обратных t1, t2 и t3. Суммарное время работы определяет быстродействие работы ПР для каждой степени подвижности.

Расход воздуха (несжатого) для практических расчетов с учетом турбулентности его течения для политропического процесса pVn = const (n – показатель политропы, для воздуха n=1,4) можно определить по формуле:

Типовая схема и элементы управления - student2.ru (6)

где μ – коэффициент расхода, определяемый отношением реальной скорости истечения к теоретической (справочн. в зависимости от стандартной формы местных сужений);

р1 и р2 – давления воздуха в полостях нагнетания и опорожнения соответственно;

R – газовая постоянная (для воздуха R=287,14 Дж/кг·К);

Т2 – температура в полости опорожнения;

f1 – площадь входного сечения.

Критическое значение отношения р21, которого стремятся добиться для увеличения скорости выходного звена, равно 0,529. Этого значения добиваются путем уменьшения давления воздуха на выходе, при этом общий расход воздуха практически не изменяется.

Наши рекомендации