Уровни эмоциональной эффективности в общении
Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.
Второй уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с парт нерами.
Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные пробле мы в повседневном общении.
Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
Инструкция.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4 и при ответе: «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.
Текст опросника.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя ли цами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе на ворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, буд то это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем нибудь помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение сво его хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить са мостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества ста риков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я ста раюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов.
Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенно сти обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискрен них ответов.
Выводы:При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла — высокий уровень, от 37 до 62 баллов — средний уровень, от 12 до 36 баллов — низкий уровень, 11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпа тийности.
Рекомендуемая литература:
1. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике. – Пермь, 1992.
2. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.
Тема 3. искусство публичного выступления.
Требования к усвоению содержания темы:
· знать основные техники успешного публичного выступления;
· знать содержание основных понятий темы: цель публичного выступления, структура публичного выступления, PowerPoint, волнение, страх, поза, жесты, голос, интонации, контакт с аудиторией.
· уметь оперировать этими понятиями;
· уметь правильно сформулировать цель своего выступления;
· уметь логически грамотно выстроить свое выступление;
· уметь пользоваться техниками PowerPoint и т.д.
· уметь справляться с волнением и страхом перед выступлением;
· понимать значение позы, жестов и голоса оратора;
· знать как привлечь и удержать внимание аудитории;
Вопросы к семинарским занятиям.
Семинар 1.
1. Понимание цели и структуры выступления врача.
2. Конспект и его роль при подготовки публичного выступления.
3. Искусство использования презентации (PowerPoint) в публичном выступлении.
4. Волнение и страх оратора перед выступлением.
Семинар 2.
1. Вербальные характеристики в выступлении врача.
2. Невербальные характеристики (поза, жесты, голос) в выступлении врача.
3. Привлечение и удержание внимания аудитории.
4. Контакт с аудиторией.
5. «Умение рассказывать истории» (сторитейлинг) в медицинской практике.
Задания для самостоятельной подготовки к занятию:
1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;
2) подготовиться к выполнению практических заданий.
Вопросы и задания для самостоятельной аудиторной работы:
1. Пройдите тесты и оцените результаты.