Обработка результатов. 1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1,5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные

1 балл — начисляется за ответ «Н» на 1,5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

1. Никифоров А.Л. Логика. – М., 2001.

2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1996.

ТЕМА № 6. КОНФЛИКТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.

Требования к усвоению содержания темы:

· знать специфику конфликтных коммуникаций;

· знать общие характеристики конфликта;

· знать содержание терминов: конфликт, инцидент, межличностный конфликт, сотрудничество, кооперация, конкуренция, прессинг, агрессия, конфликтная компетентность, профессиональный конфликт.

· уметь оперировать этими терминами;

· знать факторы ослабления конфликта;

· уметь анализировать источники межличностных конфликтов;

· знать формы поведения в конфликтных ситуациях;

· знать модели развития межличностного конфликта;

· уметь противодействовать конфликтным ситуациям;

· развивать навык реакции на прессинг и агрессию;

· уметь пользоваться базовыми правилами реакции на прессинг;

· уметь применять тактики и приемы работы с агрессией.

Вопросы к семинарским занятиям:

Семинар 1.

1. Конфликт: общие характеристики. Определение конфликта. Формула конфликта: истинный или ложный. Факторы ослабления конфликта.

2. Межличностный конфликт. Источники межличностных конфликтов.

3. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Стадии развития межличностного конфликта.

Семинар 2.

1. Конфликтные переговоры в деловой коммуникации и в медицинской профессии: прессинг и методы противодействия в переговорах. Цели прессинга. Способы прессинга. Базовые правила реакции на прессинг.

2. Агрессия: приемы работы с ней в деловой коммуникации и в медицинской профессии

3. Основные эффекты и принципы реакции на агрессию в деловой коммуникации и медицинской профессии.

Семинар 3.

1. Тактики и приемы работы с агрессией.

2. Конфликтная врачебная коммуникация: «Трудные пациенты»

3. Отсутствие контакта в практике врача как одна из причин конфликта

Задания для самостоятельной подготовки к занятию:

1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;

2) подготовиться к выполнению практических заданий.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Пройдите тесты и оцените результаты.

Методика «Конфликтная личность».

Методика позволяет оценить степень конфликтности или тактичности человека.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Выберите один из трех предложенных вари антов ответа, соответствующий вашим взглядам, и рядом с его обозначением — а, б, в — поставьте на бланке для ответа знак «+» («да»).

Текст опросника.

1. Представьте, что в общественном транспорте начался спор. Что вы предпри мете:

а) не будете вмешиваться в ссору;

б) вмешаетесь, встав на сторону того, кто прав;

в) вмешаетесь и будете отстаивать свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который не кажется вам правильным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику у вас будут неприятности.

4. Любите ли вы спорить с коллегами, друзьями: 


а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений;

б) да, но только по важным, принципиальным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто то пытается «пролезть» вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже его, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Если в какой то спорной ситуации ваше мнение будет решающим, как вы поступите: 


а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах предложения;

б) выделите положительные его стороны и предложите подумать еще;

в) станете только критиковать идею.

7. Ваша жена (муж) постоянно говорит вам о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она захотела узнать о своей последней покупке ваше мнение. Что вы ей скажете:

а) что одобряете покупку, если она доставила жене удовольствие;

б) что эта вещь безвкусна;

в) отчитаете ее.

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы отреагируете:

а) подумаете: «Зачем портить себе настроение из за чужих ребят?»;

б) сделаете им замечание;

в) отчитаете их.

9. В ресторане вы заметили, что официант вас обсчитал:

а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. В доме отдыха плохое обслуживание. Какой выход вы дадите своему возмущению: 


а) выскажете претензии администратору;

б) пожалуетесь на него, чтобы его наказали;

в) выместите свое недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках.

11. Вы спорите с вашим сыном подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется, признаете;

в) какой же у родителя будет авторитет, если признать ошибку?

Наши рекомендации