Физическая культура как вид культуры
2.1. Определение понятия "культура".
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной ее теории существует сотни ее определений, а значит, нет ни одного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физической культуры являются наиболее близкими следующие:
• Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
• Культура - это мера и способ развития человека.
• Культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.
• Культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждый из этих подходов может быть основой для определения понятия "физическая культура".
В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и использовании природных ресурсов.
Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разностороннем, или более того, - всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Человек развивается, в основном, в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек по существу и является продуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности индивидуума.
Качественная характеристика деятельности человека в целом свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и криминогенной, враждебной обществу, и разрушающей), а ее способы, качества, степень разумности, полезности для человека и общества в целом, характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности человека проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, одежде, поведении, эрудиции и т.п.
Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распространение духовных и материальных ценностей, ведет к тому, что каждое новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и ее результатами. Деятельность представляет собой процесс освоения мира как в целом, так и конкретных его проявлений. Другими словами - это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существуют два класса, два условия потребностей - естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности не даны, а только заданы природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.
Иначе говоря - потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденные действия "из-под палки" не могут рассматриваться в качестве деятельности.
К числу наиболее общих социальных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла присуща любому здравомыслящему человеку.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сложен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое, физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в целом и основу конкретных видов деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и любой конкретной профессиональной деятельности).
Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.
Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости. На их формирование и развитие огромное влияние оказывают детский сад, семья, школа (начальная, средняя, высшая), армия, труд и трудовые коллективы, различные общественные организации (клубы, секции, команды, группы), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.
2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - вир, культуры человека и общества. Это деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей.
В течение всей жизни у животных и человека естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные бытовые навыки. Другими словами - идет процесс естественного, "докультурного" развития, под которым понимается как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека, является естественная потребность в движениях, которая присуща всему животному миру.
По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает ("потребляет" ее), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создаёт новые ценности культуры. Это в полной мере относится к физической культуре как виду культуры. Освоение, "потребление" физической культуры в прямую, непосредственно, или через знания ее теории проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, "владельцем" которых он является. "Опредмеченная" в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил, и для дальнейшего развития и распространения культуры физической.
В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей среды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной сущностью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интеллектуального, нравственного, психического. Его деятельность позволяет ему с одной стороны демонстрировать, реализовать свои духовные и физические качества, с другой - раскрывать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способностях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.
По природе, по сути своей человеческий организм - чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающаяся. Однако сам человек как социальное существо, зачастую вместо того, чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности - губит его, ограничивает его потенциальные возможности, сокращает свою жизнь. Как правило, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, единственное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправильным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Одним словом - действует некультурно по отношению к себе.
Культура, как было сказано ранее, является мерой и способом развития человека, она представляет собой качественную характеристику его деятельности, направленной не только на преобразование внешнего мира, но и самого себя, своей духовной и физической, телесной сущности.
Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и природной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физического облика. Культура - не только сторона духовной жизни. В процессе культурной деятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм двигательной деятельности. В этом и заключается процесс развития природных задатков в человеческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.
В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из ее главных задач - активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, то есть именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Используя закономерности естественного развития человека, она своими средствами и методами добивается новых качественных результатов, формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры. С одной стороны, от духовной культуры она получает и перерабатывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой стороны, она обогащает культуру, науку, искусство, литературу социальными ценностями в виде теорий, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения.
Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека - физические качества, двигательные возможности. Духовное воплощается в результатах проектирующий и моделирующий деятельности, в теоретическом обосновании целей, задач, содержания методов и т.п. Поэтому физическая культура представляет собой сложное социокультурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию. Конечным результатом является всесторонне и гармонически развитая личность, способная принести пользу обществу и наслаждаться многообразием своих собственных видов деятельности.
Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, методик, технических средств. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым она способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики. Все это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества. Она обогащает культуру общества информацией уникальной, то есть такой, какую невозможно получить ни из какого другого источника. Это, например, относится к деятельности человека в экстремальных условиях (в сфере спорта, в космосе). Без ежедневных систематических физических упражнений в космических полетах, без тренажеров и гимнастических приборов человек в космосе не в состоянии сохранить длительное время здоровье и работоспособность. В сфере физической культуры возникла теория "пульсовой стоимости" двигательной деятельности человека, осуществляемой в умеренном режиме и на пределе возможностей, определены значение максимального потребления кислорода (МПК) в процессе двигательной деятельности, методы кардиолидирования, повышения работоспособности с использованием гипоксемии, теория переноса по навыкам и качествам и многие другие теоретические положения и методы. Они широко используются в медицине, профессиональной подготовке космонавтов, специалистов различных профессий, военнослужащих (моряков, танкистов, десантников, разведчиков и т.п.). Физическая культура дает объективную информацию о влиянии на человека предельных физических и психических нагрузок, об особенностях процессов адаптации к ним, о биологических резервах организма. Она способствует возникновению и развитию новых направлений в теории и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технике (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям спорта), созданию искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных дорожек, катков), в области хореографии и циркового искусства. Вся эта информация позволяет составлять опережающие программы развития человека, вносить в них коррективы, углубить знания о человеке, оперативно воздействовать на различные стороны его физического и интеллектуального развития.
Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое социальное значение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура).
Таким образом, социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она органически входит в жизнь общества структурно, функционально и генетически. Ее невозможно отнести либо только к материальной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.