Физическая культура как вид культуры

2.1. Определение понятия "культура".

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной ее теории существует сотни ее определений, а значит, нет ни одного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физической культуры являются наиболее близкими сле­дующие:

• Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде природой.

• Культура - это мера и способ развития человека.

• Культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.

• Культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распрост­ранения материальных и духовных ценностей.

Каждый из этих подходов может быть основой для определения понятия "физи­ческая культура".

В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и использовании природ­ных ресурсов.

Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разностороннем, или более того, - всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и дру­гих сторонах его совершенствования). Человек развивается, в основном, в про­цессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек по суще­ству и является продуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности индивидуума.

Качественная характеристика деятельности человека в целом свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и кримино­генной, враждебной обществу, и разрушающей), а ее способы, качества, степень разумности, полезности для человека и общества в целом, характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности человека проявляется в его профессио­нальном мастерстве, в общении, одежде, поведении, эрудиции и т.п.

Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распространение ду­ховных и материальных ценностей, ведет к тому, что каждое новое поколение лю­дей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и ее результа­тами. Деятельность представляет собой процесс освоения мира как в целом, так и конкретных его проявлений. Другими словами - это человеческая активность, на­правленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческо­го общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребнос­тей. Существуют два класса, два условия потребностей - естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в пол­ной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности не даны, а только заданы природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духов­ных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физичес­кие качества человека, его способности. А затем эти различные разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуют­ся в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря - потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе ко­торой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандар­тная деятельность. Вынужденные действия "из-под палки" не могут рассматриваться в качестве деятельности.

К числу наиболее общих социальных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармо­нически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и без­граничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обус­ловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла присуща любому здра­вомыслящему человеку.

Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сложен, про­тиворечив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое, физическое, интеллектуальное, духовное развитие является есте­ственной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в це­лом и основу конкретных видов деятельности (трудовой, познавательной, комму­никативной, игровой и любой конкретной профессиональной деятельности).

Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом разви­тии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде все­го, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.

Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни человека, на­чиная с самого раннего детства и до глубокой старости. На их формирование и раз­витие огромное влияние оказывают детский сад, семья, школа (начальная, сред­няя, высшая), армия, труд и трудовые коллективы, различные общественные орга­низации (клубы, секции, команды, группы), весь быт и вся личная и социально-об­щественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти по­требности.

2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - вир, культуры человека и общества. Это деятельность и ее социально-значимые результаты по формированию физической готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат чело­веческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствова­ния людей.

В течение всей жизни у животных и человека естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные бытовые навыки. Другими слова­ми - идет процесс естественного, "докультурного" развития, под которым понима­ется как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека, является естественная потребность в движениях, которая присуща всему животному миру.

По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает ("потребляет" ее), является носителем культуры (в той мере, в какой он развит ду­ховно и физически) и создаёт новые ценности культуры. Это в полной мере отно­сится к физической культуре как виду культуры. Освоение, "потребление" физичес­кой культуры в прямую, непосредственно, или через знания ее теории проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических ка­честв и двигательных способностей, "владельцем" которых он является. "Опредмеченная" в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возмож­ности для двигательной и интеллектуальной деятельности, для проявления на но­вом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил, и для дальней­шего развития и распространения культуры физической.

В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей сре­ды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной сущнос­тью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интеллектуального, нрав­ственного, психического. Его деятельность позволяет ему с одной стороны демон­стрировать, реализовать свои духовные и физические качества, с другой - раскры­вать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способнос­тях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возмож­ности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

По природе, по сути своей человеческий организм - чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающа­яся. Однако сам человек как социальное существо, зачастую вместо того, чтобы содействовать, ускорять развитие своего организма, беспредельно расширять его возможности - губит его, ограничивает его потенциальные возможности, сокраща­ет свою жизнь. Как правило, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, един­ственное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он убивает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправиль­ным питанием, нерациональной организацией и проведением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Одним словом - действует некультурно по отношению к себе.

Культура, как было сказано ранее, является мерой и способом развития челове­ка, она представляет собой качественную характеристику его деятельности, направленной не только на преобразование внешнего мира, но и самого себя, своей ду­ховной и физической, телесной сущности.

Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и при­родной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физическо­го облика. Культура - не только сторона духовной жизни. В процессе культурной де­ятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм дви­гательной деятельности. В этом и заключается процесс развития природных задат­ков в человеческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из ее главных задач - активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, то есть именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Ис­пользуя закономерности естественного развития человека, она своими средства­ми и методами добивается новых качественных результатов, формирования и раз­вития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Физическая куль­тура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, явля­ется одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры. С одной стороны, от духовной культуры она получает и перерабатывает идейно-теоретичес­кую и научно-философскую информацию. С другой стороны, она обогащает культу­ру, науку, искусство, литературу социальными ценностями в виде теорий, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выра­жения.

Материальным является результат воздействия на биологическую сторону че­ловека - физические качества, двигательные возможности. Духовное воплощается в результатах проектирующий и моделирующий деятельности, в теоретическом обосновании целей, задач, содержания методов и т.п. Поэтому физическая культу­ра представляет собой сложное социокультурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие соци­альные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию. Конечным результатом является все­сторонне и гармонически развитая личность, способная принести пользу обществу и наслаждаться многообразием своих собственных видов деятельности.

Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, методик, технических средств. Она увеличивает потребности об­щества в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым она способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и ду­ховной культуры, теории и практики. Все это закономерно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рам­ках культуры общества. Она обогащает культуру общества информацией уникаль­ной, то есть такой, какую невозможно получить ни из какого другого источника. Это, например, относится к деятельности человека в экстремальных условиях (в сфере спорта, в космосе). Без ежедневных систематических физических упражнений в кос­мических полетах, без тренажеров и гимнастических приборов человек в космосе не в состоянии сохранить длительное время здоровье и работоспособность. В сфе­ре физической культуры возникла теория "пульсовой стоимости" двигательной деятельности человека, осуществляемой в умеренном режиме и на пределе возмож­ностей, определены значение максимального потребления кислорода (МПК) в про­цессе двигательной деятельности, методы кардиолидирования, повышения рабо­тоспособности с использованием гипоксемии, теория переноса по навыкам и каче­ствам и многие другие теоретические положения и методы. Они широко использу­ются в медицине, профессиональной подготовке космонавтов, специалистов различных профессий, военнослужащих (моряков, танкистов, десантников, развед­чиков и т.п.). Физическая культура дает объективную информацию о влиянии на че­ловека предельных физических и психических нагрузок, об особенностях процес­сов адаптации к ним, о биологических резервах организма. Она способствует воз­никновению и развитию новых направлений в теории и практике строительства (бе­зопорные перекрытия стадионов), технике (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям спорта), созданию искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных дорожек, катков), в области хореографии и циркового искусства. Вся эта информа­ция позволяет составлять опережающие программы развития человека, вносить в них коррективы, углубить знания о человеке, оперативно воздействовать на раз­личные стороны его физического и интеллектуального развития.

Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое социальное зна­чение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура).

Таким образом, социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она орга­нически входит в жизнь общества структурно, функционально и генетически. Ее не­возможно отнести либо только к материальной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества.

Наши рекомендации