Организационные формы развития педагогической культуры

Формы организации методической работы в школе динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов.

Во многих школах созданы методические советы, координирую­щие методическую работу. У такого совета единственная функция - по­вышение научно-методического уровня деятельности каждого учителя. Методсовет определяет тактику и стратегию совершенствования педаго­гической квалификации учителей, именно он разрабатывает программу методической работы в школе.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в школе относятся предметные методические объединения, еди­ный методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуальная ра­бота с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, творческие отчеты учителей, пе­дагогические консилиумы и др.

Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей. Состав его оп­тимален, когда в его работе участвуют 4-5 преподавателей одного предме­та. Это возможно в условиях больших городских школ или кустовых МО, координирующих работу 2-3 сельских школ.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организации обмена опытом, внедре­нию передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников и т.д.

Работа МО осуществляется по специальному плану, в котором дает­ся общая характеристика деятельности учителей данного предмета, со­стояния качества знаний учащихся. В плане формулируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление кабинетов, экспертиза дидак­тического материала, утверждения текстов контрольных работ и др.), оп­ределяется тематика научно-методических докладов, открытые внеклассные занятия по предмету, определяются формы и сроки контроля за каче­ством знаний, умений и навыков учащихся.

Одной из эффективных форм методической работы является прове­дение единого методического дня в школе для всех педагогических ра­ботников 1 раз в четверть. Его тема заранее доводится до сведения учите­лей. В канун его проведения выпускается специальный тематический пе­дагогический бюллетень, оформляется выставка методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание работы единого методического дня включает проведе­ние открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и об­суждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов ме­тодического дня в форме заседания, круглого стола с выступлениями учи­телей, классных руководителей, администрации школы.

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспе­чение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они вводят учителей в круг педагогических инноваций, способствуют форми­рованию объективной оценки их значимости.

Содержание работы проблемных семинаров может составить изуче­ние ряда современных педагогических направлений:

· Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

· Развитие познавательного интереса (Г.И. Щукина);

· Проблемное обучение (М.Н. Махмутов, М.Я. Лернер)

Обсуждение указанных теоретических концепций будет во многом способствовать самообразовательной работе учителей.

В последние годы все более активные формы приобретают практи­ческие занятия в системе методической работы: деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.

Школа передового опыта как форма методической работы реали­зует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Ос­новное назначение такой школы состоит в работе опытного учителя, руко­водителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы происходит на добровольных началах.

Ценность работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руко­водитель школы, посещая уроки своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии урока, обсуждая теорети­ческие проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственного вхождения в творческую лабораторию учителя-мастера.

В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы моло­дого учителя. Начинающие учителя школы объединяются под руково­дством одного опытного учителя или кого-либо из руководителей школы. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение та­ких вопросов, как техника и методика постановки целей урока и внекласс­ного занятия, особенности планирования работы классного руководителя, учет уровня воспитанности классного коллектива и многое другое. Заня­тия в школе молодого учителя предусматривают выполнение практиче­ских заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт урока, с использованием средств ЭВМ и информатики в учебном процес­се. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой са­мореализации личности начинающего педагога.

В связи с предоставлением школе больших прав в организации экс­периментирования, поисковой работы все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Такие группы учите­лей могут возникать по инициативе как руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои уси­лия на изучение, обобщение и распространение передового опыта, как в своей школе, так и за ее пределами. Необходимость деятельности такой группы обоснована в предыдущем параграфе. В том случае, если про­блемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или методической находки, она проводит опытно-экспериментальную ра­боту в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы: обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением основных этапов и предполагаемых промежуточ­ных результатов, выбором методов исследования, определением кон­трольных и экспериментальных классов. Такая работа, как правило, про­водится под научным руководством преподавателей педагогических учеб­ных заведений, НИИ, ИУУ. При внимательном, заинтересованном отно­шении к деятельности проблемных групп со стороны руководства они мо­гут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педаго­гическом коллективе школы.

Одной из коллективных форм методической работы в школе являет­ся деятельность педагогического коллектива по избранной науч­но-методической теме. Эта форма также имеет давнюю историю, но, к сожалению, в этой работе сохраняется очень много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном выборе темы. В этом случае, если исследовательская тема не решает проблем конкретной школы, она не приживается и обречена на неудачу. Задача руководителей школы раскрывать цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив, сформировать психологическую готовность к работе над те­мой, раскрыть имеющийся потенциал в школе для ее решения, при необ­ходимости найти способы привлечения научно-педагогических сил к со­вместной работе (на правах сотрудничества, руководства, консультирования). Другая причина — слабая эффективность работы над научно-методической темой, неумение организовать педагогический коллектив на совместную деятельность, провести объективный начальный (констати­рующий) срез состояния проблемы в своей школе. Еще одна причина — нежелание педагогов заниматься изучением теоретических основ и пере­дового опыта по исследуемой проблеме. Отсюда, как правило, напрасное расходование сил, времени, потеря интереса к работе. Коллективная ис­следовательская тема может планироваться на 5 лет, но цели и задачи формулируются на каждый год, определяются объемы и содержание рабо­ты для каждого звена в системе методической работы: МО, проблемных групп, намечаются сроки исполнения промежуточных этапов. Каждый этап завершается общешкольной формой отчета и подведения итогов. Это может быть научно-практическая конференция, педагогические чтения, педагогический совет.

Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов информируют своих коллег о результатах исследовательской работы.

В тех школах, где введены должности заместителя директора по на­учной работе, эта работа имеет более завершенный и ощутимый результат.

Такова краткая характеристика основных организационных форм методической работы в школе.

Наши рекомендации