Организационные формы развития педагогической культуры
Формы организации методической работы в школе динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов.
Во многих школах созданы методические советы, координирующие методическую работу. У такого совета единственная функция - повышение научно-методического уровня деятельности каждого учителя. Методсовет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей, именно он разрабатывает программу методической работы в школе.
К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в школе относятся предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуальная работа с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и др.
Наиболее распространенной формой методической работы в школе является предметное методическое объединение учителей. Состав его оптимален, когда в его работе участвуют 4-5 преподавателей одного предмета. Это возможно в условиях больших городских школ или кустовых МО, координирующих работу 2-3 сельских школ.
Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, организации обмена опытом, внедрению передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников и т.д.
Работа МО осуществляется по специальному плану, в котором дается общая характеристика деятельности учителей данного предмета, состояния качества знаний учащихся. В плане формулируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление кабинетов, экспертиза дидактического материала, утверждения текстов контрольных работ и др.), определяется тематика научно-методических докладов, открытые внеклассные занятия по предмету, определяются формы и сроки контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в школе для всех педагогических работников 1 раз в четверть. Его тема заранее доводится до сведения учителей. В канун его проведения выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляется выставка методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.
Содержание работы единого методического дня включает проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания, круглого стола с выступлениями учителей, классных руководителей, администрации школы.
Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они вводят учителей в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости.
Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение ряда современных педагогических направлений:
· Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
· Развитие познавательного интереса (Г.И. Щукина);
· Проблемное обучение (М.Н. Махмутов, М.Я. Лернер)
Обсуждение указанных теоретических концепций будет во многом способствовать самообразовательной работе учителей.
В последние годы все более активные формы приобретают практические занятия в системе методической работы: деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.
Школа передового опыта как форма методической работы реализует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение такой школы состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы происходит на добровольных началах.
Ценность работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руководитель школы, посещая уроки своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии урока, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственного вхождения в творческую лабораторию учителя-мастера.
В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Начинающие учителя школы объединяются под руководством одного опытного учителя или кого-либо из руководителей школы. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей урока и внеклассного занятия, особенности планирования работы классного руководителя, учет уровня воспитанности классного коллектива и многое другое. Занятия в школе молодого учителя предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт урока, с использованием средств ЭВМ и информатики в учебном процессе. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.
В связи с предоставлением школе больших прав в организации экспериментирования, поисковой работы все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Такие группы учителей могут возникать по инициативе как руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение, обобщение и распространение передового опыта, как в своей школе, так и за ее пределами. Необходимость деятельности такой группы обоснована в предыдущем параграфе. В том случае, если проблемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или методической находки, она проводит опытно-экспериментальную работу в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы: обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением основных этапов и предполагаемых промежуточных результатов, выбором методов исследования, определением контрольных и экспериментальных классов. Такая работа, как правило, проводится под научным руководством преподавателей педагогических учебных заведений, НИИ, ИУУ. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.
Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме. Эта форма также имеет давнюю историю, но, к сожалению, в этой работе сохраняется очень много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном выборе темы. В этом случае, если исследовательская тема не решает проблем конкретной школы, она не приживается и обречена на неудачу. Задача руководителей школы раскрывать цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив, сформировать психологическую готовность к работе над темой, раскрыть имеющийся потенциал в школе для ее решения, при необходимости найти способы привлечения научно-педагогических сил к совместной работе (на правах сотрудничества, руководства, консультирования). Другая причина — слабая эффективность работы над научно-методической темой, неумение организовать педагогический коллектив на совместную деятельность, провести объективный начальный (констатирующий) срез состояния проблемы в своей школе. Еще одна причина — нежелание педагогов заниматься изучением теоретических основ и передового опыта по исследуемой проблеме. Отсюда, как правило, напрасное расходование сил, времени, потеря интереса к работе. Коллективная исследовательская тема может планироваться на 5 лет, но цели и задачи формулируются на каждый год, определяются объемы и содержание работы для каждого звена в системе методической работы: МО, проблемных групп, намечаются сроки исполнения промежуточных этапов. Каждый этап завершается общешкольной формой отчета и подведения итогов. Это может быть научно-практическая конференция, педагогические чтения, педагогический совет.
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов информируют своих коллег о результатах исследовательской работы.
В тех школах, где введены должности заместителя директора по научной работе, эта работа имеет более завершенный и ощутимый результат.
Такова краткая характеристика основных организационных форм методической работы в школе.