Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку

И его семье

Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку - student2.ru

Организационные формы психолого-педагогической помощи ребенку - student2.ru родители знакомятся с приемами и ме­тодами работы в процессе эффективного взаимодействия с ре­бенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адек­ватного восприятия ребенка родителями.

Задача специально организованных специалистом занятий с деть­ми — сформировать навыки сотрудничества, повысить уровень сплоченности в детском коллективе. В ходе подобных занятий так­же уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании.

Для непосредственного обучения близких взрослых педагоги­ческим техникам взаимодействия с ребенком, формирования на­выков сотрудничества детей с родителями, сверстниками и дру­гими взрослыми предназначена групповая форма работы в детско-родительском коллективе. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием различных игр, в том числе дидак­тических, которые предлагаются для выполнения в паре (роди­тель — ребенок), команде (2 — 3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание теплых, позитивно-эмоциональных отношений.

Групповая форма работы с родителями служит расширению ар­сенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых при­емов взаимодействия.

С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспи­тании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консуль­тирование. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семей­ного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречаю­щиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении со­стояния ребенка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребенка и другие.

Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной с оптимизацией детско-родительских отноше­ний в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, мо­жет быть подтверждена появлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в поведении ребенка. В ряду этих изменений обращают на себя внимание снижение симбиотической зависимости ребенка от матери, что позволяет установить конструктивные отношения с другими членами семьи; включе­ние в психолого-педагогический процесс обоих родителей; вклю­чение ребенка в межличностные взаимоотношения со сверстни­ками. Сплочение родительской группы, где родители понимают проблемы своего ребенка как личности, окажет существенное вли­яние на внутрисемейные отношения, отношения семьи и внеш­него окружения.

Воспитание ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение, требует от родителей настойчивости и терпения. Всем необходимо помнить, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке ребенка к окружающей жизни. Эффек­тивность программ воздействия возможна лишь при их система­тическом использовании дома.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с интеллектуальными нарушениями.

2. Каковы основные особенности построения детско-родительских отношений?

3. Перечислите позитивные родительские позиции.

4. Охарактеризуйте основные организационные формы психолого-педагогической помощи родителям, имеющим ребенка с проблемами в развитии.

Рекомендуемая литература

Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.

Игнатьева Е.А. Умственная отсталость в контексте детско-родитель­ских отношений / Е.А. Игнатьева // Материалы VI конференции моло­дых ученых. — М., 1999.

Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье / Н.Б.Лурье. -М., 1972.

Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвали­да // Дефектология. — 1995. — № 5.

Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при кон­сультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологического развития у детей/М.М.Семаго. — М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации