Структура современной педагогической науки
Воспитание
Обучение
Образование
Воспитание – всеобщая категория, педагогики, которая включает в себя обучение и образование.
Воспитание – в общем смысле это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
Воспитатель:
- передает опыт накопленный человеком
- вводит в мир культуры
- стимулирует к самовоспитанию
- помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения
В течение жизни человек выступает в разных ипостасях по отношению к культуре: потребитель, затем носитель, и потом сотворцом культуры.
Воспитанник:
- овладевает опытом человеческих отношений и основой культуры
- работает над собой
- обучается способом общения и манерам поведения, в результате чего воспитанник изменяет свое понимание мира, изменяет отношение к миру и к самому себе.
Воспитание в широком и узком смысле:
В широком – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовке ее к жизни и активному участию в трудовой деятельности. Это социализация личности.
Цель социализации - подготовить ребенка к тому, чтобы он смог жить в обществе самостоятельно.
В узком – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и окружающему миру.
Обучение – целенаправленный процесс взаимосвязанной двусторонней деятельнос ти педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков.
Знание – это теория
Умение – применимое в практике
Навык – способность применить действие, доведенное до автоматизма.
Воспитание и обучение – это два процесса, которые идут параллельно.
Цель и результат (это ЗУН) взаимосвязаны через:
содержание образования – чему учить
методы – как, каким образом, способ достижения цели.
средства – при помощи чего идет метод обучения, объекты для достижения.
формы – как организовано занятие.
Компетентность – ЗУН + качества личности.
Компетенция – узкое понятие. Компетентность – широкое.
Образование –это наивысшая человеческая ценность. Капитал.
1. Образование это система: (социальные институты)
1 ступень – семья
2 ступень – дошкольная
3 – школьная
4 – профессиональная
5 – послевузовское образование (курсы повышения квалификации, система наставничества, аспирантура и т.д.)
2. Образование – процесс, определенный период деятельности учебного процесса (деятельность)
3. Образование – результат (документ)
4. Жизненная ценность – «всегда со мной».
5.07.16
Категории педагогики:
Педагогическая система
Социальный заказ
Педагогический процесс
Учебно-воспитательный процесс
Педагогическая деятельность
Педагогическая технология
1.Педагогическая система включает в себя пед.технологию.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных образовательной целью и функционирующие в целостном педагогическом процессе.
Направляющие компонент – цель
Содержательный компонент – чему учить
Дидактический компонент – как учить
Организационный компонент – формы
Обучающийся компонент – ученики
Обучающий состав – педагоги
Средство обучения
Диагностируемый результат – проверка системы.
Слово «технология» пришло в педагогику из экономики. Технология гарантирует качественный результат.
Модель – процесс идеального.
Репродуктивная система обучения – делай как я.
Система развивающего обучения – не дают уже готовые решения.
Воспитательная система – Макаров.
Технология опережающего обучения; система обратной связи; комментирование, проговаривание – Лысенкова.
Соц. заказ общества и государства.
Учитывает политический строй, потребности общества, уровень развития науки и техники, финансовые возможности страны.
Гос. Заказ определяет объем соц.заказа.
5. Пед. Деятельность – особенный вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Это деятельность педагога по реализации выстроенной им педагогической системы.
Компоненты пед.деятельности: (по Кузьминой)
1. Проективный (цель)
2. Конструктивный (содержание)
3. Коммуникативный (ученик-учитель)
4. Организационный
5. Гностический (познавательный)
Пед.процесс включает учебно-воспитательный процесс, так как последний происходит в конкретном учебном заведении.
Принципы и убеждения:
Принцип сознательности и активности в обучении.
Принцип последовательности в обучении.
Принцип прочности знаний – закрепление.
Принцип воспитания – опора на положительное в ребенке.
Принцип перспективных линий – положительная перспектива.
Принцип параллельного воздействия – коллектив (дети) + педагог.
Деятельностный принцип – ребенок может научиться только делая сам.
Нужно оценивать не личность, а действия.
Правила обучения и воспитания.
Структура современной педагогической науки.
Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
1. Общая педагогика – исследует основные закономерности образования и воспитания, как социального явления.
2. История педагогики – изучает развитие педагогических идей и практики образования в различных исторических эпохах и разных странах.
3. Теория и методика воспитания – изучает процесс формирования личности ученика и ученического коллектива.
4. Теория обучения, дидактика – устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.
5. Частные методики (предметные дидактики) – исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин.
6. Возрастная педагогика – изучает возрастные аспекты обучения и воспитания.
7. Отраслевая педагогика – военная, спортивная, педагогика высшей школы и т.п.
8. Сравнительная педагогика – системы образования разных стран и т.п.
Вольфганг Ратке (Ратихи) – заложил основы дидактики. Впервые ввел термин «дидактика». Он обозначил этим термином искусство обучения.
Позже Ян Амос Коменский – «Великая дидактика». В ней он обосновал направление дидактики. Назвал дидактику всеобщим искусством учить всех и всему.
Принцип пансофии – обучать всех и всему. Это основной принцип «В.Д.»
Он сформулировал золотое правило дидактики – то, что можно дать ребенку потрогать, надо дать ему потрогать. Если один предмет можно воспринимать разными органами чувств, значит нужно дать ему эту возможность.
Это принцип наглядности.
Иоганн Фридрих Герберт (нач.20 века) придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.
Ушинский Константин Дмитриевич – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Данный труд делится на части: предисловие, психологическая, физиологическая, педагогическая (не закончена).
6.07.16.
«Если педагогика хочет научить ребенка с разных сторон, то он должен его изучить с разных сторон» (Ушинский).
Антропология собирает различные знания из наук, но только те, которые касаются воспитания человека.
Интегрированное обучение – совмещение различных видов обучения в одном уроке (музыка, стихи, окружающий мир…)
1. Общие основы педагогики:
· сущность образования
· методология
· методы научных исследований
· теория обучения (дидактика): приемы, формы, структура
· теория и методика воспитания: законы, закономерности, принципы, коллектив.
2. История педагогики и философия образования: становление и развитие в разных странах, в разные эпохи. Акцент на тех, кто внес свой вклад – персоналии.
3. Педагогические технологии, возможность их применения.
4. Управление образовательными системами – менеджмент.
5. Психолого-педагогический практикум – задания, разбор ситуаций (кейсы).
Дидактика –наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Чем занимается дидактика:
1. Для чего учить (цели)
2. Кого учить (субъекты обучения)
3. Какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения)
4. Чему учить (содержание)
5. Как учить (методы)
6. Как организовать обучение (формы организации обучения)
7. Какие необходимы средства обучения (учебники, компьютерные программы, пособия и пр.)
8. Что достигается в результате обучения (критерии, показатели, которые характеризуют результат)
9. Как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки)
Функции процесса обучения:
1. Образовательная – знания, умения, навыки, творчество.
2. Развивающая – личность
3. Воспитательная – взгляды, научные мировоззрения, нравственные и этические представления. Опыт социального взаимодействия.
4. Побудительная – мотивация учебная, мотивация познания и пр.
5. Организационная – планирование деятельности. Организация познания нового.
Законы обучения– философская категория, это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Педагогический закон – категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
В процессе обучения работают 3 общих философских закона:
1. Единство и борьба противоположностей
2. Отрицание отрицания
3. Количество и качество
Также работают специальные педагогические законы:
И.Г. Песталоцци: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям».
Э. Мейман: «Развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками».
«Раньше всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка».
Закономерность обучения – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Делятся на:
1. Частные (конкретные) – распространяются на отдельные стороны системы обучения.
· Собственно-дидактические
· Гносеологические
· Психологические
· Социальные
· Организационные
2. Общие – присущи любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения.
· Закономерность цели обучения – цель обучения зависит от уровня и темпа развития общества, его потребностей и возможностей, его уровня развития педагогической науки и педагогической практики.
· Закономерность содержания обучения – зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научного прогресса, возраста учащихся.
· Закономерность качества обучения.
· Закономерность методов обучения.
· Закономерность управлением обучения.
· Закономерность стимулирования обучения.
Вывод: таким образом, закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Принцип – базовая теория, которая является руководством к действию.
Принцип обучения (дидактический принцип) – основное, общее руководящее положение, определенное содержание, организационные формы, методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принцип обучения является теоретическим обобщением педагогической практики.
1. Принцип сознательности и активности
2. Принцип систематичности и последовательности
3. Принцип связи теории с практикой
4. Принцип воспитывающего характера обучения и т.д.
Правила обучения – конкретные указания как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Содержание образование (чему учить)
Носителями с.о. являются государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, пособия и пр.
ФГОС – устанавливает минимальный порог ЗУН, который должны знать в РФ, и максимум учебной нагрузки.
Компоненты ФГОС:
1. Федеральный (Москва; РФ)
2. Национальный (Челябинская область; регион)
3. Школьный (ВУЗ; курсы, доп.дисциплины)
УУД – Универсальные Учебные Действия – Действия, операции, которые ребенок должен уметь делать.
7.07.16.
Фонды Оценочных Средств – задания, тесты, контрольные работы, проекты, все, что помогает оценить уровень компетенции ребенка.
Компетентность (готовность) складывается из разных компетенций: формируемые и проверяемые.
Компетенции прописаны в государственном стандарте.
Базисный учебный план – отражает перечень всех учебных дисциплин по годам обучения.
Предметы учебного плана:
1. Обязательные (базовый федеральный компонент)
2. Курсы по выбору
3. Предметы, изучение которых определяется советом школы, ВУЗа или иного образовательного учреждения.
На основе базисного образовательное учреждение создает свой план, только с учетом специфики своей школы.
Учебная программасоздается на основе учебного плана, имеет свою структуру.
Рабочая программа – на основе типовых программ с учетом учебного плана и утверждается советом школы/кафедрой.
Методы обучения – способы совместной деятельности обучаемых и обучающих, направленные на достижение цели образования.
Прием обучения – составная часть метода, отдельная сторона.
Выбор метода зависит:
1. Возраст учеников
2. Уровень развития, индивидуальные особенности
3. Изучаемая дисциплина, тема
4. Материально-техническая база учреждения
5. Временные рамки
6. Способности, возможности, уровень мастерства педагога
Классификация методов обучения (классификация зависит от признака в основе):
1. По характеру познавательной деятельности обучающихся (Лернер И.Л., Скаткин М.Н.):
· Объяснительно-иллюстративные – методы, которые позволяют педагогу сообщать готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют в памяти. (Низкий уровень познавательной деятельности – готовая информация)
· Методы репродуктивного обучения – преподаватель дает шаблоны действий, а ученики могут воспроизвести полученную информацию по заданию учителя.
Вышеперечисленные методы очень экономичны, позволяют дать больший объем информации, дает возможность усвоить информацию, но не позволяют развивать творческие способности учеников.
· Методы проблемного изложения материала – преподаватель ставит задачу и сам на глазах своих учеников ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли и т.д.
· Частично-поисковый (эвристический) метод – учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему, но не от начала до конца, а лишь частично. При таком методе преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных элементов поиска.
· Исследовательский метод – творческий поиск знаний учащимися: они сами учатся добывать знания, делать выводы и применять получившиеся ЗУН на практике.
2. Классификацию по другим факторам (Бобанский):
1 группа:
· По источнику передачи восприятия учебной деятельности:
Словесные
Наглядные
Практические
· По логике передачи и восприятия информации:
Индуктивные
Дедуктивные (от общего к частному)
· По степени самостоятельности мышления:
Репродуктивные
Проблемно-поисковые
· По степени управления учебной работой:
Под руководством преподавателя
Самостоятельная работа
2 группа:
· Методы стимулирования интереса к учению:
Познавательные игры
Учебные дискуссии
Создание эмоционально-нравственных ситуаций
· Методы стимулирования ответственности и долга:
Убеждение
Предъявление требований
Поощрение
Наказание
3 группа:
· Методы устного контроля и самоконтроля:
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Устный экзамен
Устные зачеты
· Методы письменного контроля и самоконтроля:
Письменные контрольные работы
Письменные зачеты
Письменные экзамены
Письменные работы
· Методы практического контроля и самоконтроля:
Машинный контроль
Контрольно-лабораторный контроль (опыт, схема…)
Средства обучения (дидактические средства) – источники получения знаний, а также формируемых умений.
Дидактические средства применяются только в единстве с определенным методом обучения.
Дидактические средства:
1. Визуальные, зрительные – карты, таблицы, макеты, модели.
2. Аудиальные, слуховые – радио, магнитофон, музыкальные инструменты.
3. Аудио-визуальные – фильмы, компьютерные игры.
Обученность – результат учебно-познавательной деятельность по конкретному предмету у конкретного учителя.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающие целостность урока.
8.07.16.
Совет школы – родители, педагоги, актив школы, шефы. (финансы, правила…)
Педагогический совет – только педагог школы. (план работы, отчеты, прием на следующий год…)
Попечительский совет – родители и другие управляющие органы.
Аттестация – работника; получает категорию.
– учреждения; получает лицензию раз в 5 лет.
Аккредитация – не имеет права давать дипломы, документы, если нет ее.
11.07.16.
1. Процесс развития личности
2. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, деятельность, воспитание.
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме человека.
Результатом развития является становление человека и как биологического существа, и как социального.
Индивид – представитель человека.
Индивидуальность – отличительные черты, качества человека.
Личность – человек, который не только берет из общества, но и дает. Он способен на преобразовательную деятельность.
Теории развития:
1. Теория развития человека – процесс стихийный и неуправляемый.
2. Развитие происходит независимо от условий жизни и определяется врожденной «потенцией».
3. Развитие фатально, обусловлено судьбой, в которой никто и ничего не может изменить.
4. Развитие – свойство живой материи, которое присуще ей изначально, благодаря свойственному ей движению и самодвижению. (Диалектический материализм).
Фактор – постоянно действующее обстоятельство или условие.
Фактор – это веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин.
Факторы, влияющие на развитие личности:
1. Наследственность – воспроизведение у потомков свойств и качеств родителей. Гены.
Две части генной программы:
Детерминированная (определенная): внешность, заболевания. Спорно: интеллект (гениальность), мораль, специальные качества (рисование…).
Не детерминированная (переменная)
2. Среда – географическая, домашняя, микро-, макро-.
3. Деятельность – трудовая…
4. Воспитание.
Перевоспитание – переделывание человека по образцу.
Перевоспитание и формирование это старые термины. Новый – развитие.
Белинский: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично».
Задатки наследуются, из них развиваются способности.
Методология
Методология – наука, отражающая совокупность методов, применяемых для исследования.
Методология –учение о научном методе познания.
В педагогике Методология– учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования педагогической действительности.
Первый уровень (высший) методологии: общенаучный – логика, материалистическая диалектика познания (философия).
Второй уровень: частно-научный – методы исследования какой-либо науки.
Третий уровень: предметно-тематический – методология какой-либо части науки.
Алгоритм темы:
1. Обоснование выбора темы (актуальность)
2. Проблема темя (противоречия)
3. Формулировка цели научной работы, ее задач
4. Выбор объекта (процесс обучения) и предмета (частные методы обучения) исследования
5. Формулировка рабочей гипотезы (предположение. Если…, то…). Доказательство теорией и практикой.
6. Определение опорных философских и методологических положений.
7. Определение адекватных методов исследования
8. Выбор экспериментальной базы (школа…)
9. Определение основных этапов исследования
10. Проверка гипотезы
Методы педагогического исследования:
1. Традиционные (эмпирические, традиционно-педагогические):
· Наблюдение – специально организованное восприятие объекта, процесса или явления в естественных условиях:
- Есть цели, задачи. Разрабатывается алгоритм, фиксируются результаты, обрабатываются полученные данные.
- Критерии наблюдения: длительность, системность, разносторонность, объективность, массовость
- Самый большой недостаток метода: объективность (сложно проникнуть во внутренний мир данного наблюдения).
· Изучение опыта – установление исторических связей, вычленение общего и устойчивого в учебно-воспитательном процессе.
- Минус: субъективное восприятие самого автора.
· Беседа – целенаправленные попытки проникнуть во внутренний мир собеседника и выявить причины его поступков.
- Должна быть цель, фиксирование результатов, обработка, алгоритм.
2. Теоретические методы:
· Эксперимент – научно поставленный опыт при образовании педагогического процесса
- Выделяются минимум две группы: экспериментальная и контрольная. Эти группы должны быть однородными по количеству, гендерному составу, степени обученности, степени воспитанности и дисциплинированности.
- Эксперимент проверяется в три этапа (виды эксперимента):
Констатирующий (тесты для выявления чего-либо)
Формирующий (внедрение своей системы, методики и пр.)
Обобщающий (тесты для результата)
+ Естественный вид эксперимента (натурный) и Лабораторный (стендовый) (пример: деловая игра).
· Методы тестирования – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях и позволяет измерять те или иные характеристики.
- Два вида: тесты скорости (на время) и тесты мощности (на знание).
- Для промежуточного контроля используются задания тестового типа:
задания, которые требуют конкретных коротких ответов (Кто, где, когда…)
задания, в которых нужно заполнять пропуски
задания с выбором конкретного ответа (да, нет не знаю)
задания с усложненным выбором ответа (несколько вариантов)
3. Методы изучения коллективных явлений (социологические, социо-метрические):
· Анкетирование массового сбора информации при помощи специально разработанных опросников-анкет
- Открытые (самостоятельно конструированные ответы) и закрытые (выбор ответа)
- Именные, анонимные
- Полные, урезанные (часть материала)
- Пропедевтические (прощупывание; прогностические) и контрольные
- Полярные (с бальной шкалой от 0 до 10)
· Изучение групповой дифференциации – выявление лидеров и отверженных
· Минус метода – правдивость.
4. Количественные методы:
· Методы регистрации – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию этого качества (например, успеваемость).
· Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (по мере убывания или нарастания).
· Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
5. Методы моделирования – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая адекватно отражает предмет исследования и способна замещать его таким образом, что изучение модели помогает получить новую информацию об изучаемом объекте.
12.07.16.
Линейное программное обучение (Скиннер) и Разветвленное программное обучение (Краудер):
· Шаг, фрагмент, порция
· Расчленение материала на элементарные частицы
· Наличие системы предписания
· Наличие ключа
Линейное программное обучение – в ключе имеются только правильные ответы
Разветвленное программное обучение – кроме правильного ответа есть несколько типичных неправильных ответов.
· Метод, технология
· Плюсы – самостоятельность, разный темп, самоконтроль, работают все ученики
· Минусы – обучение по алгоритму, нет возможности мыслить творчески
Проблемное обучение:проблема, гипотеза, анализ решения.
Изучали проблемное обучение: М.И. Махмутов, Лернер, Данилов, Скаткин, Матюшкин.
Воспитание включает: целеполагание, социальный образец, действия воспитанника и воспитателя, которые соотносились с современными ценностями, наличие воспитательной системы.
Компоненты воспитательной среды:
· Узкая и широкая воспитательная среда.
· Состоит воспитательная среда из предметного окружения, события, информационного окружения.
· Ребенок должен постигать все это с помощью деятельности.
· Оценивание.
Воспитание состоит:
· Многофакторность.
· Целенаправленность.
· Длительность – результаты воспитания отложены во времени.
· Непрерывность, комплексность целей, содержания, форм, средств.
· Вариативность – неопределенность результатов (в одних и тех же случаях).
· Двусторонний характер воспитания – от воспитателя к воспитаннику (прямое направление) и наоборот (обратная связь). Субъект-субъектные отношения (заменили те, которые были ранее: субъект-объектные).
Классификация процесса воспитания:
1. Воздействие на сознание:
· Словесные методы – рассказ, диспут, экскурсия, беседа.
2. Методы организации деятельности.
3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, создание ситуации успеха.
4. Методы контроля.