Характеристика методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент: разновидности, этапы, требования к организации
Методы пед. исследования – это способы изучения пед. явлений и получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо пед. объекта, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
К методам опроса относятся беседа, интервью, анкетирование. Беседа - применяется с целью получения необходимой инф-ции или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Пед. эксперимент – специально организованная проверка модели, технологии или методики для выявления их пед. эффективности.
Этапы эксперимента:
-теоретический(постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез).
-методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов).
-собственно эксперимент – проведение серии опытов.
-аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Личность школьника как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности.
Признаки личности:
-высокий уровень интеллектуального, духовно-нравственного и психического развития
-способность к самосовершенствованию
-способность изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими принципами, целями и задачами.
Развитие личности – сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.
Биологические в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены.
От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические св-ва. Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, на которую человек ориентируется.
Семья – первый и главный воспитатель ребенка. Важнейшим фактором развития личности становится школа.
Факторы, влияющие на развитие личности:
-воспитание
-образование, обучение, самовоспитание
-наследственность
-способности
-задатки
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
Педагогический процесс: структура, этапы, закономерности и принципы.
Пед.процесс – это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности.
Главной характеристикой пед. процесса является целостность, которая обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы.
Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:
-преподавание
-организация детского труда
-организация внеучебной творческой деятельности по интересам
Этапы пед. процесса:
-подготовительный - 1
-основной - 2
-заключительный – 3
1 – создаются необходимые условия для осуществления пед. процесса в соответствии с заданными целями.
2 – это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимодействия субъектов пед. процесса, создание условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания.
3 – завершает цикл пед. процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.
Проблема целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка цели образования и воспитания в директивных документах («Закон об образовании в Республике Беларусь» и др.)
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности. В пед. литературе целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее:
- обоснование и выдвижение целей
-определение путей их достижений
-проектирование ожидаемого результата
Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях пед. процесса, личная цель.
Выделяют свободное (педагог и воспитанник), жесткое (педагог задает действия школьникам) и интегрированное (цели могут быть заданы извне педагогом) целеполагание.
Содержание образования. Источники и теории формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Совершенствование содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
Содержанием образования называют систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
В истории педагогики известны различные теории формирования содержания образования Сторонниками теории формального образования считали, что главным в содержании общего образования является не знание основ науки, а развитие познавательных способностей – мышления, умения рассуждать, воображения, памяти. Сторонниками теории материального образования в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвигали полезность знаний.
Образовательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются соответствие утвержденной концепции образования и наличие принципа научности.
Источниками формирования содержания школьного образования является культура и социальный опыт. При формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего среднего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора.
15.Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы.
Стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
-владение базовыми понятиями и умениями
Знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии.
-умение применять научные знания на практике при решении познавательных и практических задач в ситуации
-знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении.
Учебный план – сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул, кол-во часов по каждому предмету, в каждом классе, кол-во часов в неделю на изучение каждого предмета и т.п.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебники и учебные пособия выступают основным источником знаний в самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.