Характеристика методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент: разновидности, этапы, требования к организации

Методы пед. исследования – это способы изучения пед. явлений и получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо пед. объекта, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

К методам опроса относятся беседа, интервью, анкетирование. Беседа - применяется с целью получения необходимой инф-ции или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Пед. эксперимент – специально организованная проверка модели, технологии или методики для выявления их пед. эффективности.

Этапы эксперимента:

-теоретический(постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез).

-методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов).

-собственно эксперимент – проведение серии опытов.

-аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Личность школьника как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности.

Признаки личности:

-высокий уровень интеллектуального, духовно-нравственного и психического развития

-способность к самосовершенствованию

-способность изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими принципами, целями и задачами.

Развитие личности – сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

Биологические в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены.

От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические св-ва. Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, на которую человек ориентируется.

Семья – первый и главный воспитатель ребенка. Важнейшим фактором развития личности становится школа.

Факторы, влияющие на развитие личности:

-воспитание

-образование, обучение, самовоспитание

-наследственность

-способности

-задатки

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.

Педагогический процесс: структура, этапы, закономерности и принципы.

Пед.процесс – это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности.

Главной характеристикой пед. процесса является целостность, которая обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы.

Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:

-преподавание

-организация детского труда

-организация внеучебной творческой деятельности по интересам

Этапы пед. процесса:

-подготовительный - 1

-основной - 2

-заключительный – 3

1 – создаются необходимые условия для осуществления пед. процесса в соответствии с заданными целями.

2 – это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимодействия субъектов пед. процесса, создание условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания.

3 – завершает цикл пед. процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.

Проблема целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка цели образования и воспитания в директивных документах («Закон об образовании в Республике Беларусь» и др.)

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности. В пед. литературе целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее:

- обоснование и выдвижение целей

-определение путей их достижений

-проектирование ожидаемого результата

Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях пед. процесса, личная цель.

Выделяют свободное (педагог и воспитанник), жесткое (педагог задает действия школьникам) и интегрированное (цели могут быть заданы извне педагогом) целеполагание.

Содержание образования. Источники и теории формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Совершенствование содержания общего среднего образования в Республике Беларусь

Содержанием образования называют систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

В истории педагогики известны различные теории формирования содержания образования Сторонниками теории формального образования считали, что главным в содержании общего образования является не знание основ науки, а развитие познавательных способностей – мышления, умения рассуждать, воображения, памяти. Сторонниками теории материального образования в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвигали полезность знаний.

Образовательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются соответствие утвержденной концепции образования и наличие принципа научности.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура и социальный опыт. При формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего среднего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора.

15.Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы.

Стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

-владение базовыми понятиями и умениями

Знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии.

-умение применять научные знания на практике при решении познавательных и практических задач в ситуации

-знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении.

Учебный план – сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул, кол-во часов по каждому предмету, в каждом классе, кол-во часов в неделю на изучение каждого предмета и т.п.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Учебники и учебные пособия выступают основным источником знаний в самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.

Наши рекомендации