В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
1. теоретические аспекты процесса воспитания, организации воспитательной деятельности в ОО;
2. особенности возраста воспитанников, учёт их интересов, потребностей.
3. современные технологии воспитания, оздоровления, организации воспитательной и внеклассной деятельности учащихся и воспитанников;
4. сущность и специфику воспитательной работы в условиях ОО с детьми и подростками;
5. сущность личностного ориентированного подхода к детям в условиях учебно-воспитательной и внеклассной деятельности;
6. содержание, формы и методы воспитательной работы с детьми и подростками в ОО;
7. современные методы, формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
8.особенности использования региональной культуры образовательной среды в педагогическом процессе.
Уметь:
1. планировать воспитательную работу и организацию учебно-воспитательного процесса в различного типа ОО;
2. организовывать различные виды творческих дел воспитательного характера в условиях ОО;
3. творчески решать конкретные воспитательные задачи;
4. устанавливать педагогически целесообразный стиль отношений с детьми различного возраста, с родителями и общественностью координировать их деятельность;
5. эффективно взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами, социальными партнерами;
6. использовать современные методы и средства в процессе образовательной деятельности;
7. обеспечивать здоровьесберегающую образовательную среду в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
8.разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения.
Владеть:
1. профессиональными педагогическими навыками осуществления образовательной деятельности в учреждениях образования и культуры с детьми различного возраста;
2. навыками проблемного анализа научно-педагогических источников;
3. способностью проектирования педагогического процесса на принципах гуманизации;
4. основами реализации педагогики личностно-ориентированного подхода;
5. основами воспитательных технологий и технологией КТД;
6. аргументировано выдвигать конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков и педагогического коллектива;
7. диагностическими методами, необходимыми для анализа педагогического процесса в ОУ, его планирования и прогнозирования;
8. навыками организации досуга и воспитательных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО
Учебная дисциплина «Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами» является базовым (общепрофессиональным) компонентом профессионального цикла Б3. направления подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование», профилей подготовки: «безопасность жизнедеятельности», квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Дисциплина предназначена для изучения в 5 семестре, на 3 курсе для студентов ОДО.
В программе курса реализованы системный, проблемный, культурологический, антропологический и междисциплинарный подходы к определению содержания дисциплины и технологическому его обеспечению. Содержание курса является логическим продолжением курсов «Педагогика 1. Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика 2. Общие основы педагогики. Теории и технологии обучения», «Педагогика 3. История педагогики и образования», в процессе изучения которых формируются входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения учебной данной дисциплины. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентировано содержание данной дисциплины, является образование, развитие, социализация и воспитание личности.
В ходе освоения предлагаемого курса студенты-бакалавры использует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения выше перечисленных разделов педагогики. Чтение курса рекомендовано в 5 семестре перед выходом студентов-бакалавров на педагогическую производственную практику в общеобразовательные учреждения в 6-ом семестре. Целесообразность курса определена необходимостью подготовки студентов к производственной практике в ОУ и подготовкой будущих специалистов к педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, социума и культуры.
Объем дисциплины
Таблица 1
Выписка из учебного плана
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Прак. занят час. | Лаб. раб. час. | СРС час | Контроль | Форма аттестации | |
зач. ед. | час | |||||||
экзамен 36 | ||||||||
в т.ч. в интерактивной форме |
Выписка из учебного плана, ОЗО
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Прак. занят час. | Лаб. раб. час. | СРС час | Контроль | Форма аттестации | |
зач. ед. | час | |||||||
экзамен | ||||||||
в т.ч. в интерактивной форме |
Содержание дисциплины
Структура учебной дисциплины
Таблица 2.
Тематический план по дисциплине стационар ОДО
№ п/п | Разделы курса, темы занятий | Всего часов | Всего аудит часов | Из них | СРС | ||
лекц. | практ | лаб. | |||||
1. | Раздел 1. Теории и технологии воспитания. | ||||||
2. | Тема 1. Педагогическая антропология как основа воспитания | - | - | - | - | ||
3. | Тема 2. Воспитание в целостном педагогическом процессе | - | |||||
4. | Тема 3. Воспитание базовой культуры личности. | - | |||||
5. | Тема 4.Воспитательные системы | ||||||
6. | Тема 5. Сущность методов воспитания и их классификации | ||||||
7. | Тема 6. Технологии организации воспитательного процесса | ||||||
8. | Тема 7. Национальное своеобразие воспитания | ||||||
9. | Тема 8. Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе. | ||||||
10. | Тема 9. Основы деятельности классного руководителя в ВС школы | ||||||
11. | Раздел 2. Основы управления образовательными системами | ||||||
12. | Тема 10. Государственно-общественный характер управления системой образования | ||||||
13. | Тема 11. Методологические и теоретические основы управления образовательными системами | ||||||
14. | Тема 12. Основные функции педагогического управления. | ||||||
Контроль, экзамен | |||||||
Всего часов: |