Ежегодный и обязательный мониторинг эффективности как для гос-х, так и для частных вузов

Вопрос 2. Закон «Об образовании». Сущность образования в соответствии с законом. Приоритеты и принципы образовательной политики. Структура. Выборочный анализ статей.

Закон вступил в силу с 1 сентября. Он заменил 2 базовых закона - "Об образ-и" и "О высшем и послевузовском профессиональном образ-и" (1996г.) и более 100 др. нормативных актов. Работа над проектом закона началась в 2009г.

Основными задачами нового закона об образовании являются:

- создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

- расширение образовательных возможностей граждан;

- комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образ-я и ее законодательных основ.

Закон вносит изменения в юридич-ю терминологию российского права. Вводит четкие определения терминов и понятий: "образ-е", "воспит-е", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т.д. Меняет термин "образ-е учреждение" на "обр-я организация".

Обр-е в РФ подразделяет на общее обр-е, профессион-е обр-е, дополнительное обр-е и профессион-е обучение.

Принципиальные положения нового документа.

1. Школьное образ-е бесплатное. Гос-во обязано обеспечить каждого бесплатным общим образ-ем в рамках федеральных госуд-х образов-х стандартов. Платные образ-е услуги не могут заменять обучение, финансируемое из бюджета. В противном случае образ-я организация обязана вернуть все деньги обуч-ся или его родителям.

Ежегодный и обязательный мониторинг эффективности как для гос-х, так и для частных вузов.

Мониторинг выявляет неэффективные и нуждающиеся в реорганизации вузы.

3. Результаты ЕГЭ будут действовать 5 лет. Раньше: до 31 декабря года, следующего за годом выпуска.

4.Изменился порядок поступления в вузы для льготников. Квота в пределах 10% для инвалидов. Ост.категории - дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II гр, граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I гр, чернобыльцы, дети военнослуж-х, сотрудников ОВД и др. ведомств - будут бесплатно учиться на подготовит-х отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только 1 раз и дает преимущество при поступлении.

5. Дошкольное образ-е стало первым уровнем в системе непрерывногообр-я. Непр-еоб-е включает: общее, среднее проф. и высшее. Дошк-й уровень не предусматривает итоговых экзаменов или др.форм оценки знаний. Обучение в д/с бесплатное, но за присмотр род-ли, как и раньше, платят, но сняты предельные ограничения платы.Малообеспеч-м предоставляют льготы. Дети-инвалиды, -сироты и больные туберкулезом освобожденыотплаты.

6.Муниципалитеты обязаны предоставить реб-ку место в 1 классе. Местный орган управл-я обр-ем закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Админи-страция учеб.заведения может отказать принять реб-ка в 1 кл. только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление обр-ем должно предоставить род-лям информацию о вакантных местах в др. школах микр-на.

7. Учитываются индивидуальные потребности учащ-ся. Приоритет инклюзивного обр-я предполагает обуч-е детей с огранич. возможностями не в спец., а обычном учеб.заведении. Сохраняется право получить обр-е и в спец.учреж-ях ст. 79. Получение обр-я одаренными детьмив специализированных структурных подразделениях обр. организаций, нетиповых обр-х организациях, проведение олимпиад, конкурсов, материальное и др. стимулирование(ст.77). Индивид-й подход к обуч-ю каждого реб-ка. Закреплено право уч-ся на индивид-й учебный график и выбор предметов по курсу.

8. Изменилась система профессионального обр-я. Системапроф. обр-я включает 4 уровня:среднее проф. обр-е; бакалавриат; специалитет имагистратура; послевузовское проф. обр-е (подготовка кадров высшей квалификации). Отменено понятие «начальное проф.обр-е, училища переходят в систему среднего проф.обр-я в качестве первой ступени подготовки квалифицир-х рабочих и служащих. Среднее профобраз-е должно быть общедоступным.

9. Учителя получают особый статус. Закреплен особый статус пед. работника. Учителя имеют право пройти доп-е профобр-е по профилю не реже, чем 1 раз в 3 года. Им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до 1 года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной пед. работы, досрочное назначение труд.пенсии по старости. Проживающие в сельской местности имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Оплата труда пед.раб-ков муницип-х обр-х организаций не ниже уровня средней в данном субъекте РФ.

10. Гос.аттестация 9-классников стала обязательной. ГИА проходит в виде тестированиянаспец. бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов - на федеральном уровне.

11.Изменилась система дополнит-го обр-я. Она регулируется исходя из концепции непрер-го обр-я ивключает:доп.обр-е детей;доп.обр-е взрослых;доп.профессиональное обр-е.Т.е.взрослые могут обуч-ся не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках обр-х программ, интересных для личностного роста и развития.

12. Регулирует оказание психолого-пед-кой, медиц. и соц. помощи обуч-ся.Ст. 42 . Оказаниетакой помощи обуч-ся, испытывающим трудности в освоении основных общеобр-х программ, развитии и соц. адаптации, в т.ч. несовершенно-летним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми по уголов. делу или потерпевшими, свидетелями.

13. Закреплено право родителей (законных представителей) обуч-ся получать информацию о всех видах планируемых обследований.Ст. 44 родители (законные представители) имеют право получать информацию о всех видах планируемых обслед-й обуч-ся (психол-х, психолого-педагог-х), давать согласие или отказ на их проведение, получать информацию о результатах.

14. В ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками обр-х отношений по вопросам реализации права на обр-е, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов пед. работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обуч-ся дисциплинарного взыскания. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обуч-ся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обуч-ся и работников организации.

Вопрос 3.Сущность, структура, содержание методики работы социального педагога. Методы работы социального педагога: подходы к классификации, характеристика методов.

Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:

- отрасль социально-педагогических знаний;

-совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической

деятельности.

Основные задачи методики работы социального педагога:

1. Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов

организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных,

различными социальными группами;

2. Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного

и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной

деятельности социальных педагогов.

Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает

два основных компонента:

- диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта;

апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения;

описание и накопление ценной методической информации;

- конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой

социальной практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом

региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социальной работы;

определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в

целом - развитие индивидуального творчества каждого социально го педагога.

Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно

охарактеризовать тремя признаками:

- определение цели социальной работы;

- определение способов решения проблемы подопечного;

- определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.

Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса,

отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий

взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

Рассматриваются следующие формы:

- индивидуальная социально-педагогическая работа;

- групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся

составом подопечных);

-социально-педагогическая работа в микросоциуме.

Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации

социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного

воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:

-психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия,

музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.);

-пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное

обслуживание на дому и др.);

-активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально- полезной

общественной деятельности, в благотворительной работе и т.д.).

1.2.Методы работы социального педагога - способы взаимодействия специалиста

и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог

воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей

средой, организует разнообразную социальную деятельность. В теории и практике

социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием

работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-

педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование

методов в определенных условиях. Методы могут рассматриватся как определенное

сочетание, совокупность различных приемов.

Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре

социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное

действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных

средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и

поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения

реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации,

беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от

задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и

индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня

образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и

мастерства социального педагога.

Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по

определенному признаку система.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может

иметь следующую структуру:

-методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение,

внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);

-методы организации деятельности и формирования позитивного социального

опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих

ситуаций, инструктаж и т.д.);

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного

(эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);

-методы контроля эффективности социально-педагогического процесса

(диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический

мониторинг, самоанализ и т.д.).

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности

можно выделить следующие группы методов:

- социально-педагогической помощи и поддержки;

- психолого-педагогической коррекции;

- социальной адаптации;

- профилактики;

- реабилитации;

- исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального

педагога можно выделить следующие методы:

- диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа,

анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

-профессиональное взаимодействие с подопечным(убеждение, внушение,

информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта,

включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для

реализации творческих возможностей личности, использование созидательного

потенциала обычаев и традиций и др.);

-организация социально-педагогического процесса(организация

профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная,

групповая, коллективная работа с подопечными и др.);

-социально-экономические(денежная помощь; установление льгот,

единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);

-организационно-управленческие(регламентирование, нормирование,

инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и

самокритики, контроля и проверки выполнения).

Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов

и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и

ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта,

содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности широко используются

понятия «прием» и «средство».

Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по

отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и

приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием)

понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов,

которые накапливаются практикой, обобщаются теорией.

Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К

созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление

огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он

относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое

недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной

социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения

ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку

последние сами в определенной ситуации могут выступать средствами. Средства — это

совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий,

которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В

качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа,

произведения искусства, книги, СМИ и многое другое. Подчас эти средства не зависят от

социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной

деятельности, а методы - это те пути, с помощью которых он это сделает.

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие

методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов

заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо

причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или

же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы

поведения.

Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости

определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на

сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через

его внутреннюю сферу.

Органическая часть убеждения - это требование. Требования могут быть различны:

безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить

грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай,

пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть

основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния,

пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью

предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и

внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет

вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция

заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл

норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой

метод, как упражнение.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных

умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и

многократных повторений.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы:

постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и

стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это сделать), организацию

практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих

требований и контроль за правильностью их выполнения.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные

привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или

же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома,

не обладают элементарными гигиеническими навыками.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный

педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая,

сюжетно-ролевая и т.д..

Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы

коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель - сформировать

определенные нравственные качества поведения и характера ребенка.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и поступков

ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения

собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием

новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка.

Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его

последствиями (поощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность и стыд).

Существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые

необходимо знать социальному педагогу: поощрение и наказание должно быть

направлено не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и

индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрение и

наказание требуют уважительного отношения к ребенку.

----------------------------------------------

Метод – способ действия или достижения к-либо цели.

Соц педагог использует: методы диагностики личности, семьи, социума; словесные методы (беседа, объяснение, дискуссия, лекция); методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример и др.); организационно–распорядительные (инструктирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика), др. Знание методов позволяет оптимизировать проф деятельность, повысить проф мастерство. Должен соблюдаться принцип необходимости и достаточности, необходимы чувство меры, порядка и связи.

Метод определяется: проблемой ребенка; особенностями его личности; состоянием семейных взаимоотношений; уровнем социальной адаптации; возможностями специалиста и др. Соц педагог, должен уметь вычленять проблему ребенка, ставить цель работы с ним. Осуществить это помогает владение методами и технологиями.

Методика – сложнейшая совокупность методов, позволяющая решать схожие задачи. В работе соц педагога часто определить конечную цель не возможно, т.к. субъект деятельности – индивидуальность и ее реакция не всегда предсказуема. Поэтому приходится вносить уточнения, изменения, на ходу менять подходы, искать не стандартные. В методике именно личность соц педагога, его проф мастерство играют ведущую роль. Выбор методики зависит от того, какой вид деятельности соц педагог предлагает клиенту. Если это общение, то возможны беседа, диспут; если игра – деловые игры, тренинги. Возможно комбинирование, подбор методов. Технология же почти не изменяется под воздействием индивидуальности. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

Приемы – частичный метод каждого педагога, частное воздействие на воспитанника, связанное с определенной задачей. Средства – направлены на достижение поставленных ранее целей и являются орудием их достижения. Средствами воспит-я м.б. дискуссия, участие в соревнованиях, применение технологич-х средств, муз.инструментов.

Цель деятельности соц педагога: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, интеллектуального); оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защита в его жизненном пространстве.

Соц–пед деят-ть начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить: сформировать у ребенка навыки общения, которые по к-либо причине отсутствуют; помочь адаптироваться в новой среде; помочь учителю и ребенку понять друг друга. Цель определит содержание деят-ти, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы ребенка начинается с диагностирования, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Особенностью является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить ее причину, поэтому задача соц. пед-га выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Современная система соц воспитания включает приемы и методы, направленные на социализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

При организации и выборе методов воспитат-й работы следует помнить, что кроме соц.пед-га на ребенка влияют: природа; семья, школа, среда; собственная деятельность; СМИ; литература, искусство; образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Методы работы м.б. групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог имеет дело с личностью ребенка.

Методы социального воспитания делятся:

I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов); самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации); формирование социально–приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, переучивание; создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Методы социального воспитания, группированные учеными по содержанию проводимой работы:

1. Социально экономические методы близки к работе соц работника. Это работа соц педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощи семье и т.д.

2. Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений, т.п.

Направлены на нормализацию отношений личности и общества. К методам организации коллектива относят дисциплину и режим. Дисциплина должна стать организующим методом отношений личности и коллектива.

3. К психолого-педагогическим относятся исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самым распространенным является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, школе, со сверстниками, за его трудом, ведет дневник. Существует несколько видов наблюдений: включенное наблюдение; систематическое наблюдение; не систематическое наблюдение;ситуативное. Метод беседы дает возможность проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а так же от заинтересованности в беседе воспитанника. Педагог должен быть подготовлен к беседе. Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, задатков и способности. Метод анкетирования. Из анкеты можно узнать интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить прежние поступки ребенка. Важно, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных условиях. Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы, которые должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме. Метод тестирования проводится в форме опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. Применяют для установления, подвергался ли ребенок физическому, эмоциональному насилию, как к нему относились родственники. В комплексе используется наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Сложнее обнаружить сексуальное насилие.

М-ды поддержки личности применяются, если ребенок в сложной ситуации. Педагог помогает проанализировать свое состояние, положение в жизни, сформулировать, что нужно изменить. Помогает наладить бытовые условия, отношения между членами семьи. Изменив жизненные ориентиры ребенка, старается убедить его в их реальности.

Методы преодоления конфликта (в школе, семье, между сверстниками: ученик – учитель, родитель - ребенок, родитель - учитель, ученик – ученик). Выясняется, что привело к конфликту. Нельзя втягивать в конфликт новых участников – это усложнит решение проблемы. Педагог спокойно анализирует мнение конфликтующих сторон, продумывает этапы разрешения, находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще – это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики основываются на принципах особенности работы с этой категорией детей (ответственность за жизнь и бережное отношение, сочувствие и гуманность, учет возрастных особенностей, задатков и способностей, характера отношения к жизни, учебе, здоровью). Используются лечебные м-ды: метод убеждения; помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины и самоанализа; укрепление здоровья средствами искусства; организация подвижных и интеллектуальных игр; воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах; использование природы в лечебно-воспитательных целях. Индивидуальное обучение с учетом уровня физ-го и умственного развития по индивидуальной программе, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения.

Воспитание природой - экологическое воспитание, включает просвещение и практическую деятельность детей по ознакомлению с миром природы и оздоровлению окружающей среды.

Методы использования народной педагогики: воспитание словом; делом; религией; природой и искусством; традициями; народными играми; воспитание общественным мнением, приобщение к народному творчеству.

Методы коррекции развития - пед воздействие на физически здорового ребенка с отклонениями в поведении. Направлены на исправление недостатков, понимание окружающих.

М-ды коррекции в работе с семьей - изменение отношений родителей и детей, родителей к процессу воспитания.

М-ды перевоспитания (переубеждения; переучивания; переключения; метод «взрыва» по Макаренко).Направлены на: восстановление положительных качеств; вовлечение в занятия спортом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия; стимулирование положит-х поступков, вытеснение отрицат-х качеств; создание положит-го опыта; научение, анализ своих поступков.

Метод самовоспитания. Выявление проблем, которые мешают в жизни, выбор пути преодоления; желание выбрать самому эту цель, освобождаться от страха что не достигнет ее; убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы; периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи; четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.

Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения..

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать.

М-д тренинга предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира чел-ка.

Метод социометрии применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ соц–пед ситуации.

М-д генерации настроения – метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Биографический метод – исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Наши рекомендации